Дело № 2-426 / 2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Поплавских С. Н.,
при секретаре Наприенко И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат», Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении фактического места жительства семьи, о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего опекаемого ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат», Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении фактического места жительства семьи по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, о признании незаконным решения КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» от 13 мая 2019 г. № 02694/2019 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование исковых требований указала, что она с мужем являются приемными родителями несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с приемными детьми проживают в квартире принадлежащей ей на праве собственности по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации детей по месту пребывания, договорами о приемной семье. В апреле 2019 г. в интересах семьи обратилась в КУ «Центр социальных выплат» с заявлением о постановке на учет в качестве многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи, в чем ей было отказано по причине регистрации ФИО1 по месту жительства в <адрес>, а не на территории <адрес> – <адрес>. Считает отказ незаконным, поскольку она вместе с опекаемыми детьми и мужем постоянно проживают в вышеуказанном жилом помещении на территории <адрес> – <адрес>.
Согласно положениям Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес> – <адрес>. В ст. 3 указанного закона определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Так многодетными семьями на территории <адрес> – <адрес> признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес> – Югре, полагает, что ее семья указанным требованиям закона отвечает. В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Считает, что на основании указанных положений гражданского законодательства и названного федерального закона, регистрация не входит в понятие «место жительства». Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета, о чем также указано в региональном законодательстве о поддержке семьи, материнства, отцовства и детства. ФИО1 назначена пенсия по потере кормильца пенсионным фондом <адрес> – <адрес>, вознаграждение как родитель приемной семьи она получает от социальной защиты <адрес> – <адрес>, ребенок посещает детский сад в д. <адрес> – <адрес>, также он получает первичную медико-санитарную помощь в фельдшерско-акушерском пункте <адрес>, что свидетельствует о проживании ребенка совместно с приемными родителями и остальными членами семьи в д. <адрес> - <адрес>.
06.11.2019 судом к участию в деле в качестве истца привлечен муж ФИО4 – ФИО5
Стороны в судебное заседание не явились, от них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, причин неявки не сообщили.
Истцы на исковых требованиях к ответчику КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» настаивают, от исковых требований к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказываются.
От представителя ответчика КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» поступил письменный отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО8. В обоснование возражений указано, что по сведениям Федеральной миграционной службы Управления министерства внутренних дел России от 29.04.2019 ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, соответственно, право у ФИО8 на получение удостоверения многодетной семьи отсутствует.
При указанных обстоятельствах и в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
24.04.2019 ФИО4 обратилась в КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» филиал в <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи (л.д.73-74).
Согласно ответу КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» филиал в <адрес> от 13.05.2019 ФИО4 сообщено об отказе в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения по причине регистрации опекаемого ФИО1 по месту жительства в <адрес> (л.д.81-82).
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре регулируются Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
В соответствии с положениями статьи 3 вышеуказанного закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.
Основанием для предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям автономного округа является удостоверение многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, порядок выдачи удостоверения многодетной семье устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» утвержден Порядок выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям" (далее Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка принятие решения о выдаче удостоверения многодетным семьям (далее - удостоверение) осуществляется Центром социальных выплат по месту жительства (пребывания, фактического проживания) семьи на основании:
2.1 Документов:
- заявления одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей;
- документов, удостоверяющих личность членов семьи и содержащих указание на гражданство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних детей, достигших возраста 14 лет;
- свидетельства о рождении ребенка, заключении (расторжении) брака (при смене фамилии) в случае осуществления регистрации в органах записи актов гражданского состояния в других субъектах Российской Федерации;
- свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка, заключения брака (в случае смены фамилии), выданное компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (в случае регистрации факта заключения брака за пределами территории Российской Федерации).
2.2.Сведений:
- о совместном проживании детей с родителями (законными представителями), представляемых по запросу Центра социальных выплат территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
- об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства), представляемых в Центры социальных выплат органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющими переданные отдельные полномочия по опеке и попечительству;
- о государственной регистрации рождения ребенка (детей) и заключения брака, предоставляемых Центру социальных выплат в порядке межведомственного взаимодействия;
- удостоверяющих факт постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, представляемых по запросу Центра социальных выплат территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В выдаче удостоверения отказывается по следующим основаниям:
- семья не относится к многодетной;
- представления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений;
- непредоставление заявителем документов, предусмотренных подп. 2.1 пункта 2 Порядка.
Согласно приказу КУ «Центр социальных выплат» филиал в <адрес> от 13.05.2019 № 168-п в рассматриваемом случае в качестве основания отказа ФИО4 в выдаче удостоверения многодетной семьи указано на отсутствие права (л.д.72).
Из материалов учетного (личного) дела ФИО4, представленного в суд ответчиком, следует, что все требуемые документы в соответствии с вышеназванным Порядком выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям ФИО8 к заявлению приложены, необходимые сведения указаны. Кроме того, в деле имеются свидетельства о регистрации приемных детей ФИО2, ФИО3, ФИО1 по месту пребывания по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, то есть по месту жительства приемных родителей ФИО4, ФИО5 (л.д.72-102).
Также в материалах учетного дела имеются постановления администрации Кондинского района о постановке на учет несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1 и предоставлении мер социальной поддержки в Кондинском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, копии паспортов на имя ФИО4, ФИО5 из содержания приведенных документов следует, что несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3, ФИО1 передаются в приемную семью ФИО8, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес>.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а не с фактом их регистрации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Из материалов учетного дела установлено, что супруги ФИО8 состоят в зарегистрированном браке с 22 августа 1986 года, являются приемными родителями с 29.12.2018 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 18.09.2013 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 03.08.2017 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.72-102).
Как указано выше согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, выданным отделом по вопросам миграции ОМВД России по Кондинскому району, все опекаемые дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, ФИО1 с 07.02.2019 по 30.12.2030, ФИО2 с 25.09.2013 по 25.09.2023, ФИО3 с 23.10.2017 по 25.07.2028 (л.д.89-91).
Актами обследования условий жизни несовершеннолетних подопечных ФИО2, ФИО3, ФИО1, проведенного специалистами управления опеки и попечительства администрации Кондинского района, подтверждается, что приемные родители ФИО4, ФИО5 совместно с опекаемыми детьми постоянно проживают в принадлежащем на праве собственности ФИО4 жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, где для детей созданы благоприятные условия для проживания и воспитания (л.д.169-177).
Представленными истцами документами из образовательных и медицинских учреждений (л.д.19-20) подтверждается, что несовершеннолетний ребенок ФИО1 посещает детское образовательное учреждение в <адрес>, наблюдается в медицинском учреждении <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что приемные дети ФИО2, ФИО3, ФИО1, проживают совместно с приемными родителями ФИО4, ФИО5 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО4 по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес> (л.д.21-22).
Установлено и не оспаривается ответчиком, что в другом регионе семья ФИО8 не является получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям, в связи с чем право на получение удостоверения многодетной семьи должно быть реализовано по месту фактического проживания многодетной семьи.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> – <адрес>, а семья ФИО8 (жена ФИО4, муж ФИО5 и трое их несовершеннолетних детей - ФИО1, ФИО2, ФИО3), как установлено из материалов учетного дела, постоянно проживают на территории <адрес> – <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, кв., суд приходит к выводу о том, что КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» незаконно отказал ФИО4 в постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, в связи с регистрацией приемного ребенка ФИО1 по месту жительства в <адрес>.
При обращении в суд ФИО8 в качестве правовых последствий установления факта их проживания (места жительства) вместе с несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, <адрес>, указывают на возможность присвоения их семье статуса многодетной семьи с целью получения удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Учитывая изложенное, положения ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» суд полагает, что фактическое проживание семьи ФИО8 на территории <адрес> – <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> нашло свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» об установлении фактического места жительства семьи, о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи, удовлетворить.
Признать незаконным решение казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» об отказе ФИО4 в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи
Возложить на казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» обязанность установить семье ФИО8 статус многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной семьи.
Признать фактическим местом жительства ФИО4, ФИО5 и их приемных несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 24 декабря 2019 г.
Председательствующий подпись
Копия верна:
Судья С. Н. Поплавских