УИД 02RS0011-01-2021-000716-17
Дело № 2-283/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Поленниковой Т.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с иском к МБУДО «<данные изъяты>» (далее, также – Учреждение), администрации МО «Шебалинский район» (далее, также – Администрация) о возложении обязанности на Учреждение произвести ремонт или замену дверей и дверных проемов двух запасных эвакуационных выходов и основного выхода из помещения Учреждения, на Администрацию произвести финансирование указанных мероприятий в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях Шебалинского района, в ходе которой установлено, что полотна дверей двух запасных эвакуационных выходов и основного выхода из помещения борцовского зала Учреждения не обеспечивают свободное открывание, в связи с просадкой и деформацией дверной коробки. Невозможность свободно открыть двери эвакуационных выходов и основного выхода в случае чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся спортивной школы.
В судебном заседании представитель ответчиков МБУДО «Шебалинская ДЮСШ» администрации МО «Шебалински район» ФИО4 признала исковые требования прокурора в полном объеме.
Помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Согласно ч. 1-2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 ч. 3. ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Из п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее, также – Закон об образовании) следует, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 поименованного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее, также – ППР).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается, в частности устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств (п. 27 ППР).
В п. 29 ППР указано, что Руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных (противодымных, дымогазонепроницаемых) дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем. Не допускается устанавливать приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Из устава Учреждения следует, что его учредителем является МО «Шебалинский район. Функции и полномочия учредителя от имени МО «Шебалинский район» осуществляет Управление образования МО «Шебалинский район». Таким образом, администрация МО «Шебалинский район», обладая правомочиями собственника, являясь главным распорядителем средств муниципального бюджета, обязана нести бремя содержания имущества Учреждения.
Как указано в п.п. 14 п. 1 ст. 3 устава муниципального образования «Шебалинский район», утвержденного Решением Совета депутатов МО «Шебалинский район» от 26.03.2018 № 40-2-р, к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Республики Алтай), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Из информации директора Учреждения следует, что в настоящее время направлена заявка на установку дверей главного входа и эвакуационного выхода.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Закона об образовании, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ремонт или замена в Учреждении дверей и дверных проемов является обязательным и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, суд считает, требования прокурора Шебалинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом срок для исполнения решения – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.
Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шебалинская детско-юношеская спортивная школа» произвести ремонт или замену дверей и дверных проемов двух запасных эвакуационных выходов и основного выхода из помещения МБУ ДО «Шебалинская ДЮСШ», расположенного по адресу: Республика Алтай, Шебалинский район, село Шебалино, улица <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования «Шебалинский район» произвести финансирование указанного мероприятия.
Установить срок для устранения нарушений в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2021 года.
Председательствующий Т.В. Поленникова