Дело № 2-3809/2022
УИД 18RS0003-01-2022-003736-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2022 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Бабинцевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики (далее - прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация г. Ижевска, ответчик) о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего отношения в сфере содержания дорог, обеспечения безопасности дорожного движения на поднадзорной территории. В ходе проверки выявлено, что на участке автомобильной дороги по ул. Барышникова на пешеходном переходе вблизи дома № 9 по ул. Барышникова г.Ижевска отсутствует дорожная разметка пешеходного перехода.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию Муниципального образования "Город Ижевск" выполнить работы по нанесению дорожной разметки на участке автомобильной дороги по ул. Барышникова на пешеходном переходе вблизи дома № 9 по ул. Барышникова г.Ижевска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, в трехмесячный срок со дня его вступления в законную силу решения суда о возложении указанной обязанности.
В судебное заседание прокурор Устиновского района г.Ижевска, представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск» не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) определяет, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу требований ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», для целей технических регламентов применение «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее по тексту - 50597-2017) является обязательным.
В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» указанные требования государственных стандартов подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).
Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании установлено, что на участке дороги по ул. Барышникова на пешеходном переходе вблизи дома № 9 по ул. Барышникова г.Ижевска отсутствует дорожная разметка, что свидетельствует о несоответствии указанного участка дороги требованиям государственных стандартов, предусмотренных п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007.
Выявленные несоответствия требованиям федеральных законов и ГОСТ подтверждаются, в том числе, актом осмотра территории от 4 мая 2022 года, составленным по результатам осмотра указанного участка дороги помощником прокурора Устиновского района г.Ижевска ФИО6
Указанный участок дороги в соответствии с п. 33 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск», утвержденного Постановлением Администрации г.Ижевска от 13.07.2010 N 700/1, относится к дороге общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся личным и общественным транспортом.
Учитывая, что участок дороги, указанный в иске, не соответствует обязательным требованиям ГОСТ Р 52766-2007, и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, то есть в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.
Оснований для взыскания по делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить недостатки на участке автомобильной дороги по ул. Барышникова на пешеходном переходе вблизи дома № 9 по ул. Барышникова города Ижевска путем нанесения на указанном участке дорожной разметки.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате и подписано председательствующим судьей.
Председательствующий судья А.Н.Плеханов