Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-198/2023 от 11.05.2023

13-198/2023 (2-411/2021)

УИД 10RS0008-01-2021-001174-57

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2023 года                            г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление должника – МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1» об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

     установил:

Заявление мотивировано тем, что вступившим в законную силу решением Медвежьегорского районного суда от 21.07.2021 по делу № 2-411/2021 на МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности путем оснащения здания школы системой видеонаблюдения, обеспечения охраны школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями Росгвардии или подразделениями ведомственной охраны, оборудования помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, оборудования основных входов в здание школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанных мероприятий. В отношении МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1» постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.12.2022 возбуждено исполнительное производство № 111569/22/10008-ИП. В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 31.01.2023 на должника наложен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Не оспаривая законность указанного постановления, МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» просит освободить от взыскания исполнительского сбора или уменьшить размер исполнительского сбора, поскольку вина в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует, учреждение финансируется из муниципального бюджета, в смете учреждения на 2022 и на 2023 годы не были предусмотрены денежные средства на исполнение установленной решением суда обязанности, Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» не исполнила решение суда в части выделения средств и финансирования работ.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, извещен.

Представитель взыскателя не явился, извещен, возражений не представил.

Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Медвежьегорскому району Муравкина Е.С. не явилась, извещена.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает заявление в отсутствие сторон и судебного пристава-исполнителя.

Исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу ч. 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 6 ст. 112 настоящего Федерального закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 18.10.2021 решением Медвежьегорского районного суда от 21.07.2021 удовлетворен иск Прокурора Медвежьегорского района: на МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности путем оснащения здания школы системой видеонаблюдения, обеспечения охраны школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями Росгвардии или подразделениями ведомственной охраны, оборудования помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, оборудования основных входов в здание школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Соответственно, решение подлежало исполнению ответчиками по 18.10.2022 включительно.

16.12.2022 в отношении Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» возбуждено исполнительное производство № 113023/22/10008-ИП, должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.

16.12.2022 в отношении МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1» возбуждено исполнительное производство № 111569/22/10008-ИП.

Определением Медвежьегорского районного суда от 16.01.2023 Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» отказано в предоставлении отсрочки исполнения.

До настоящего времени решение суда должниками не исполнено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Медвежьегорскому району от 31.01.2023 на МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1» наложен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Согласно постановлению, должником не представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в предоставленный для добровольного исполнения срок.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п. 78 Постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно п. 74 указанного Постановления, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Лицо может быть освобождено от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ). Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в целях исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» еще до вынесения судом решения письменно обращалось к учредителю – Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» о проведении мероприятий по оснащению здания образовательного учреждения охранной сигнализацией, видеонаблюдением, по охране учреждения сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями ОВО ВНГ РФ, оборудования контрольно-пропускного пункта, оснащения металлоискателями, выделении денежных средств.

Из бюджетной сметы на 2022 финансовый год и плановый период 2023- и 2024 следует, что средства на выполнение вышеуказанных мероприятий для МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» не заложены.

После возбуждения исполнительного производства МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» обратилось к Главе Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» с очередным письменным ходатайством о выделении средств на устранение нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности и исполнение судебного решения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район», являясь учредителем МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1», располагает полномочиями и несет обязанность по обеспечению финансирования муниципального образовательного учреждения.

Суд учитывает правовой статус МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1», порядок финансирования указанного муниципального образовательного учреждения, принимаемые МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» необходимые меры по исполнению как требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, так и требований исполнительного документа, а также то обстоятельство, что исполнение решения суда указанным учреждением поставлено в зависимость от исполнения Администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» обязанности по обеспечению финансирования учреждения. Неисполнение Администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» установленной решением суда обязанности по финансированию учреждения свидетельствует об отсутствии вины МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и наличии оснований для полного освобождения МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» об уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд

определил:

Заявление удовлетворить.

Освободить МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Медвежьегорскому району от 31 января 2023 года.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья                                    Л.А.Ерохова

13-198/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
МКОУ "Медвежьегорская СОШ № 1"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Ерохова Л.А.
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
11.05.2023Материалы переданы в производство судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Материал оформлен
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее