Дело № 2-2397/2022 УИД23RS0008-01-2022-002670-13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Белореченск 22 августа 2022 г.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Стогний Н.И., при ведении протокола секретарем Архиповой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации муниципального образования Белореченский район к ПАО «Кубаньэнерго» о снятии с государственного кадастрового учета границ земельного участка и установлении границ земельного участка,
установил:
Истец просит суд снять с государственного кадастрового учета границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Белореченский район, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации электросетевого комплекса, путем аннулирования (исключения) из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах поворотных точек и сведений о местоположении границ земельного участка, оставив значение декларированной площади без изменения в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости на дату аннулирования (исключения); установить границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером № в следующих координатах и поворотных точках:
№
№
№
№
В исковом заявлении представитель истца, просившая суд рассмотреть дело без ее участия, указала, что между администрацией Рязанского сельского поселения Белореченского района и ПАО «Кубаньэнерго» был заключен договор аренды земельного участка № от 30.11.2016 года, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 634 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации электросетевого комплекса. 23 марта 2022 года в адрес главы муниципального образования Белореченский район поступило заявление от Стаценко С.Н., проживающего в <адрес>, в котором он указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. С целью определения границ земельного участка и внесения их в Единый государственный реестр недвижимости Стаценко С.Н. обратился за составлением межевого плана к кадастровому инженеру. Однако, кадастровым инженером выявлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, который входит в единое землепользование с кадастровым номером №, то есть фактические границы не совпадают с границами, воспроизведенными в Едином государственном реестре недвижимости. Границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №. При сложившихся обстоятельствах, пересечение границ земельных участков заявителя со спорным земельным участком и наличие в государственной кадастре недвижимости сведений о них, препятствует Стаценко С.Н., как собственнику земельного участка с кадастровым номером №, выполнить работы по уточнении границ земельного участка. Таким образом, администрация муниципального образования Белореченский район и ПАО «Кубаньэнерго» нарушают его права как смежного землепользователя и в связи с указанным вынуждена обратиться в суд.
Представитель ПАО «Кубаньэнерго», будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, уважительности причин своей неявки суду не предоставил.
Третьи лица – представитель Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю и кадастровый инженер Астахов А.В., будучи надлежаще уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, уважительности причин своей неявки суду не предоставили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Огласив исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд находит необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Так, согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как установлено в судебном заседании, между администрацией Рязанского сельского поселения Белореченского района и ПАО «Кубаньэнерго» был заключен договор аренды земельного участка № от 30.11.2016 года, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 634 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации электросетевого комплекса. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 25.01.2017 года, номер регистрации №.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, 23.03.2022 года в адрес главы муниципального образования Белореченский район поступило заявление от Стаценко Сергея Ниониловича, проживающего в станице Рязанская Белореченского района, в котором он указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. С целью определения границ земельного участка и внесения их в Единый государственный реестр недвижимости Стаценко С.Н. обратился за составлением межевого плана к кадастровому инженеру. Однако, кадастровым инженером выявлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № который входит в единое землепользование с кадастровым номером №, то есть фактические границы не совпадают с границами, воспроизведенными в Едином государственном реестре недвижимости. Так, на месте установлено, что электрический столб, расположенный на арендованном ПАО «Кубаньэнерго» земельном участке с кадастровым номером №, фактически находится за пределами принадлежащего Стаценко С.Н. земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наличие пересечений границ земельного участка с границами другого земельного участка является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. До устранения пересечения границ земельного участка, в том числе, невозможно совершить и зарегистрировать сделку с таким объектом недвижимости.
Так, Стаценко С.Н. обратился 22.12.2021 года в Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, 29.12.2021 года Стаценко С.Н. было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с выявлением ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков.
Как указал в своём заключении кадастровый инженер необходимо исправить выявленные ошибки в порядке, предусмотренной ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Так, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Советская, д. 76, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, принадлежит на праве собственности Стаценко Сергею Ниониловичу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером №, входящий в единое землепользование с кадастровым номером №, общей площадью 634 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации электросетевого комплекса, принадлежит на праве аренды ПАО «Кубаньэнерго», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со ст. 14-15 Федерального закона от 13.07.2015 г. №,218- ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О государственной регистрации недвижимости» с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Так, согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В связи с тем, что спорный земельный участок находится в Рязанском сельском поселении Белореченского района, государственная собственность на который не разграничена, то распоряжение указанным участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, а именно - администрацией муниципального образования Белореченский район.В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о недвижимости воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О кадастровой деятельности» определено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона.
Так, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (ч. 4.2 ст. 1 Закона о кадастре).
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, входящий в единое землепользование с кадастровым номером №, числятся в государственном кадастре недвижимости как «актуальные, ранее учтенные». Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта- план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости).
В соответствии со ст. 15 Закона о недвижимости устанавливать границы земельных участков вправе собственники таких объектов недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Закона о недвижимости требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе, при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).
В силу ч. 8 ст. 22 Закона о недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона о недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком: земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вместе с тем, судебные акты также являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16 Закона о недвижимости).
Пересечение границ земельных участков заявителя со спорным земельным участком и наличие в государственной кадастре недвижимости сведений о них, препятствует Стаценко С.Н., как собственнику земельного участка с кадастровым номером №, выполнить работы по уточнению границ земельного участка. Таким образом, администрация муниципального образования Белореченский район и ПАО «Кубаньэнерго» нарушают его права как смежного землепользователя.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 305-КГ17-14600 по делу № А40-101639/2016, действующее законодательство не предусматривает возможность внесудебного исключения границ земельных участков по заявлению смежного собственника (не правообладателя) в связи с незаконностью постановки их на кадастровый учет. Законом установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в ГКН сведения о земельном участке не носят временный характер. При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции.
На основании изложенного, ввиду сложившихся обстоятельств единственным возможным решением проблемы является исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о границах и местоположении спорных земельных участков, путем оставления декларированной площади каждого спорного земельного участка и их кадастровых номеров. При этом права собственников спорных земельных участков в таком случае не будут нарушены, поскольку сами земельные участки не будут сняты с кадастрового учета и их площадь останется неизменной.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд находит необходимым исковые требования Администрации муниципального образования Белореченский район к ПАО «Кубаньэнерго» о снятии с государственного кадастрового учета границ земельного участка и установлении границ земельного участка удовлетворить в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233 - 238 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Администрации муниципального образования Белореченский район к ПАО «Кубаньэнерго» о снятии с государственного кадастрового учета границ земельного участка и установлении границ земельного участка.
Снять с государственного кадастрового учета границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Белореченский район, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации электросетевого комплекса, путем аннулирования (исключения) из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах поворотных точек и сведений о местоположении границ земельного участка, оставив значение декларированной площади без изменения в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости на дату аннулирования (исключения).
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером №, в следующих координатах и поворотных точках:
№
№
№
№
Разъяснить сторонам, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.И. Стогний