Судья Булдакова А.В.
Дело № 71-11/2023
УИД 59MS0152-01-2022-004340-28
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 09 января 2023г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Шутова Д.Л., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя Рустамова Хатамжана Караевича – Шутова Дмитрия Леонидовича на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Рустамова Хатамжана Караевича,
установил:
постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 декабря 2022 г. индивидуальный предприниматель Рустамова Хатамжана Караевича (далее ИП Рустамов Х.К.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Шутов Д.Л. просит постановление судьи отменить, назначить наказание в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что ИП Рустамов Х.К. является субъектом малого и среднего предпринимательства (малое предприятие), к ответственности привлекается впервые, причинение имущественного ущерба, отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.
В судебном заседании в краевом суде ИП Рустамов Х.К., извещенный надлежаще, участие не принимал.
Защитник Шутов Д.Л., в судебном заседании в краевом суде на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Шутова Д.Л., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены
Приказом МВД России от 30 июля 2020 г. № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее - Приказ МВД России от 30 июля 2020 г. № 536).
Форма уведомлений о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) приводится в Приложении № 8, порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) в Приложении № 9 к данному Приказу.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ИП Рустамова Х.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 31 августа 2022 г. обстоятельства, согласно которым 02 сентября 2021 г. между ИП Рустамовым Х.К. (работодатель) и гражданином Республики Узбекистан Б. (работник) заключен трудовой договор, на основании которого Б. принят на должность подсобного рабочего к ИП Рустамову Х.К. по адресу: ****. Гражданин Республики Узбекистан Б. имел патент, выданный 05 февраля 2021 г., сроком действия до 05 декабря 2021 г. В установленный срок до 09 декабря 2021 г. (в течение трех рабочих дней) и по настоящее время (31 августа 2022 г. – дата составления протокола об административном правонарушении), ИП Рустамов Х.К. не направил в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции уведомление о расторжении (прекращении) трудового договора, заключенного 02 сентября 2021 г. с иностранным гражданином Б. тогда как срок действия данного трудового договора истек 05 декабря 2021 г., в связи с истечением срока действия патента. Тем самым ИП Рустамов Х.К. нарушил положения части 8 статьи 13 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Факт совершения ИП Рустамовым Х.К. административного правонарушения, и его вина подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 31 августа 2022 г.; копией трудового договора от 02 сентября 2021 г., копией патента на имя Б.у., рапортом ст. УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 Л. об обнаружении признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другими материалами дела.
Вывод судьи о совершении ИП Рустамовым Х.К. вмененного ему административного правонарушения основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Деяние совершенное ИП Рустамовым Х.К. судьей районного суда верно квалифицировано по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ИП Рустамова Х.К. возможности выполнить требования предусмотренные частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, Приказом МВД России от 30 июля 2020 г. № 536 в материалы дела не представлено.
Таким образом, обоснованность привлечения ИП Рустамова Х.К. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Вопреки доводам заявителя жалобы, оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Административное наказание, как следует из части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое, по смыслу статьи 1 (части 1), 2, 17 (части 3), 18 и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Само по себе закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях значительных по размеру административных штрафов, в том числе для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя, который вправе в целях усиления административной ответственности вводить более строгие - соразмерные сложившимся социально-экономическим реалиям - административные наказания за противоправные посягательства, объектами которых выступают общественные отношения, нуждающиеся в повышенной правовой охране.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения ИП Рустамовым Х.К. публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При назначении наказания судья районного суда, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание характер и обстоятельства совершения ИП Рустамовым Х.К. административного правонарушения, данные о его личности, имущественное и семейное положение, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств, назначил наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае назначенное ИП Рустамову Х.К. административное наказание согласуется с его предупредительными целями и соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Само по себе включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для безусловного применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Из материалов дела следует, что Рустамов Х.К. ранее привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9, частями 1, 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 20), в связи с чем вмененное административное правонарушение не может быть признано совершенным впервые с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.
Таким образом, вопреки доводам жалобы оснований для замены ИП Рустамову Х.К. административного штрафа на предупреждение не имеется.
Доводы относительно отсутствия объективной возможности уплатить штраф в размере, установленном судьей, со ссылкой на состояние здоровья, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка и супруги не свидетельствуют о незаконности постановления и не влекут освобождение ИП Рустамова Х.К. от административной ответственности.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда не нарушен, постановление о привлечении ИП Рустамова Х.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ИП Рустамова Х.К. допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 декабря 2022 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Рустамова Хатамжана Караевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шутова Дмитрия Леонидовича - без удовлетворения.
Судья - (подпись)