Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-34/2023 от 03.11.2023

Копия

УИД: 66MS0187-01-2023-002616-82

Мотивированное определение изготовлено 21 декабря 2023 года

                                                                                             Дело 11-34/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 года                       г. Камышлов Свердловской области

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.,

при секретаре Борисовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги,

по апелляционной жалобе ФИО1    на решение мирового судьи судебного участка №4 Камышловского судебного района Свердловской области от 06 сентября 2023 года (мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2023 года),

УСТАНОВИЛ:

Истец ЕМУП «Спецавтобаза» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование искового заявления истец указал, что ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО на территории <адрес>. Согласно выписки из ЕГРН ФИО1 является единоличным собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>                  <адрес>. Своевременно плата за потреблённую коммунальную услугу ответчиком не вносится, в связи с чем истец, с учетом уточненных исковых требований, на основании статей 153-155, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации просил: взыскать с ФИО1 в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» сумму задолженности за оказание услуги по обращению с ТКО в размере 5 393 руб. 46 коп., в том числе сумму основного долга в размере 4 928 руб. 38 коп., пени по состоянию на 31 января 2023 года в размере 465 руб. 08 коп., судебные расходы по оплате почтовых отправлений в размере 160 руб. 00 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 597 руб. 40 коп.

Решением мирового судью судебного участка №4 Камышловского судебного района от 06 сентября 2023 года исковые требования Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов удовлетворены. Судом постановлено:

Взыскать с ФИО1 (паспорт серия 6509 ) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, за период с                         23 июня 2020 года по 28 февраля 2021 года в общем размере                             5 393 руб. 46 коп., в том числе сумму основного долга в размере                       4 928 руб. 38 коп., пени по состоянию на 20 июля 2023 года в размере           465 руб. 08 коп., судебные расходы по отправке почтовой корреспонденции в размере 160 руб. 00 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что услуга ему не оказывалась, отходы он использует в своих целях (на корм скотине, при строительстве сараев, помещений для скота, огородов), данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции:

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом и в срок, при этом истец в исковом заявлении и отдельных ходатайствах просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражал, пояснил, что в доме зарегистрировано шесть человек, однако фактически проживают только он и его супруга. Договор с истцом он не заключал и не подписывал, услугами ЕМУП «Спецавтобаза» он не пользуется, мусор в контейнеры не выбрасывает. Более того, считает действия указанного предприятия незаконными, а публичный договор незаключенным и ничтожным. Пояснил, что все пищевые отходы уходят на корм животным, которых он держит в своем подсобном хозяйстве, остальные отходы им сжигаются в печах в доме и бане, а твердый мусор уходит в строительство надворных построек и обустройство хозяйства, поэтому отходов практически нет. Кроме того, часть твердого мусора он периодически сдает в пункты приема. Мусорные баки расположены на значительном расстоянии от его дома порядка 500 – 600 метров, что является нарушением санитарно – эпидемиологических норм. С другими организациями договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов он не заключал. С заявлениями о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО ни он, ни совместно зарегистрированные и проживающие с ним лица к истцу не обращались. Просил в исковых требованиях отказать в полном объеме.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Заслушав ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор, мировой судья правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно требованиям части 1, пункта 5 части 2 статьи 153, части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года          № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона от                         24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

При этом возможность отказаться от заключения такого договора предусмотрена только для юридических лиц, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное заключение между гражданами (лицами, действующими от их имени в их интересах) и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила № 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (пункт 7).

Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.

Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил № 354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.

В силу частей 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от                          24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 ода № 1156, утверждена типовая договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в силу части 2 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8(17) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, указанная форма типового договора подлежит применению к сложившимся правоотношениям.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На территории Свердловской области Постановлениями РЭК Свердловской области от 05 декабря 2018 года № 200-ПК, 14 марта 2019 года № 21-ПК, от 21 мая 2019 года № 44-ПК, 18 декабря 2019 года № 254-ПК, от 25 ноября 2020 года № 155-ПК, от 16 декабря 2020 года № 234-ПК, от           16 декабря 2021 года № 239-ПК установлены тарифы регионального оператора по обращению с твёрдыми бытовыми отходами ЕМУП «Спецавтобаза».

Согласно сведениям, представленным истцом, 12 января 2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП «Спецавтобаза» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, типовые формы договором размещены на официальном сайте организации в сети Интернет                    07 декабря 2018 года.

При таких обстоятельствах, мировой судья, обоснованно пришел к выводу о наличии заключенного между истцом и ответчиком договора по обращению с ТКО, и обязанности ответчика оплачивать коммунальные услуги, оказываемые истцом.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), отходы производства и потребления (отходы) представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно абз. 9 статьи 1 Закона № 89-ФЗ обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (пункт 3 статьи 54 Закона      № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от             04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. При этом, за нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, предусмотрена административная ответственность по статье 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции, и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке не имеется.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 320, 327.1, пункта 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 4 Камышловского района Свердловской области от 06 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ФИО1 - без удовлетворения.

    Судья. Подпись

    Копия верна. Судья                                                            Н.В. Сейдяшева

11-34/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ЕМУП "Специализированная автобаза"
Ответчики
Лыжин Владимир Афонасьевич
Другие
Черепанова Юлия Михайловна
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
Сейдяшева Наталья Валентиновна
Дело на странице суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
03.11.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.11.2023Передача материалов дела судье
07.11.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
14.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Дело оформлено
19.01.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее