Судья: Айнулина Г.С. №33а-11693/2023
УИД: 63RS0026-01-2023-000190-83
Дело № 2а-240/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Клюева С.Б.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Блинкова А.В. на решение Сызранского районного суда Самарской области от 2 июня 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., возражения представителя Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области Дакашева А.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Блинкову А.В., в котором с учетом уточнений заявленных требований (л.д. 67) просила суд взыскать недоимку по обязательным платежам и санкциям в сумме <данные изъяты> рублей, из которых транспортный налог за 2018 г. – <данные изъяты> рублей и пени – <данные изъяты> рублей за период с 3 декабря 2019 г. по 10 февраля 2020 г. по требованию № № от 11 февраля 2020 г.; за 2017 г. – <данные изъяты> рублей и пени – <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 5 февраля 2019 г. по требованию №№ от 6 февраля 2019 г.; задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2013 г. – <данные изъяты> рублей, включенную в требование № № от 10 июля 2019 г.; задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2014 г. – <данные изъяты> рубля, включенную в требование № № от 10 июля 2019 г.; задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. – <данные изъяты> рублей, включенную в требование № № от 10 июля 2019 г.
В обоснование заявленных требований указано, что Блинков А.В. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, сведения о которых получены в порядке межведомственного взаимодействия. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления об уплате налога. В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику направлены требования, которые оставлены без исполнения. На момент подачи административного иска сумма задолженности не погашена.
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 2 июня 2023г. требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Блинков А.В. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, ссылаясь на то, что является инвалидом второй группы с детства, в связи с чем имеет право на льготу в отношении транспортного средства мощность двигателя которого не превышает <данные изъяты> л.с. В налоговые периоды 2017-2018 г. льгота должна была быть применена к автомобилям <данные изъяты> и <данные изъяты>. Данным обстоятельствам судом оценка не дана. При взыскании задолженности по пеням не указано, за какой период, и в каком размере они взысканы. В силу законы задолженность по пеням за период 2013-2014 гг. подлежит списанию.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области Дакашев А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Бликов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (подпункт 4 пункта 2 статьи 1, статьи 21 и 32).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Из материалов дела следует, что в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2018 г. Блинков А.В. являлся собственником следующих транспортных средств:
- <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 7 июля 2017 г. по настоящее время;
- <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 10 октября 2012г. по 2 февраля 2013 г.;
- <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 5 сентября 2015г. по 2 июня 2016 г.;
- <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 12 июля 2002 г. по 18 ноября 2021 г.;
- <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 5 февраля 2013 г. по 2 мая 2017 г.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения налогоплательщику произведен расчет налога и направлены налоговые уведомления:
- № № от 23 августа 2018 г. об уплате транспортного налога за 2017 г. в общем размере <данные изъяты> рублей, в отношении объектов налогообложения – транспортных средств: <данные изъяты>, г.р.з. №, применена льгота, сумма начисленного налога – 0; <данные изъяты>, г.р.з. №, сумма начисленного налога – <данные изъяты> рублей; <данные изъяты>, г.р.з. №, сумма начисленного налога – <данные изъяты> рублей, со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 21, 22);
- № № от 25 июля 2019 г. об уплате транспортного налога за 2018 г. в общем размере <данные изъяты> рублей, в отношении объектов налогообложения – транспортных средств: <данные изъяты>, г.р.з. №, сумма начисленного налога – <данные изъяты> рублей; <данные изъяты>, г.р.з. №, сумма начисленного налога – <данные изъяты> рублей, со сроком уплаты до 2 декабря 2019 г. (л.д. 23, 24).
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом начислены пени на недоимку по транспортному налогу и выставлены требования:
- № № от 6 февраля 2019 г. об уплате в срок до 2 апреля 2019 г. задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 25, 26);
- № № от 11 февраля 2020 г. об уплате в срок до 7 апреля 2020 г. задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 31-33).
Также налогоплательщику выставлено требование № № от 10 июля 2019 г. об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному и земельному налогам в общей сумме <данные изъяты> со сроком исполнения до 5 ноября 2019 г. (л.д. 27-30).
Поскольку вышеуказанные требования не исполнены в установленные сроки и в полном объеме, налоговый орган 25 августа 2022 г. обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, по результатам рассмотрения которого 30 августа 2022 г. мировым судьей вынесен судебный приказ № № о взыскании с Блинкова А.В. обязательных платежей в сумме <данные изъяты> рублей и госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, который отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка №№ Сызранского судебного района Самарской области- мировым судьей судебного участка №№ Шигонского судебного района Самарской области от 2 сентября 2022 г., в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 34).
В суд с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 27 февраля 2023 г. (л.д. 4-5).
Удовлетворяя требования административного истца в заявленном размере, суд исходил из того, что обязанность по уплате транспортного налога за 2017, 2018 гг., а также задолженности по пеням административным ответчиком своевременно не исполнена, порядок и срок обращения в суд за взысканием спорной задолженности налоговым органом соблюдены, расчет суммы задолженности недоимки и пени является правильным.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Блинков А.В. имеет вторую группу инвалидности, является инвалидом с детства.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы по транспортному налогу, основания и порядок их применения (часть 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» предусматривает, что от уплаты транспортного налога освобождаются, в частности, категории налогоплательщиков - инвалиды всех категорий (подпункт «д» пункта 2).
Пунктом 3 статьи 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» определено, что лицам, определенным, в частности, в подпункте «д» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной категории транспортных средств, в том числе, автомобили легковые с мощностью двигателя до <данные изъяты> л.с. (до <данные изъяты> кВт) включительно.
В силу пункта 9 статьи 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в редакции Закона Самарской области от 29 ноября 2005 г. №201-ГД) лицам, определенным в подпункте «д» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Как следует из материалов дела, расчет транспортного налога в 2017 налоговом периоде, произведен с учетом применения льготы.
Так, в 2017 налоговом периоде применена льгота в отношении транспортного средства <данные изъяты>, г.р.з. №, от уплаты транспортного налога в отношении данного объекта налогообложения, налогоплательщик освобожден.
Согласно сведениям МУ МВД России «Сызранское» в 2017 налоговом периоде в собственности Блинкова А.В. находилось три объекта налогообложения: <данные изъяты>, г.р.з. №, с 7 июля 2017 г. по настоящее время; <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 12 июля 2002 г. по 18 ноября 2021 г.; <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с 5 февраля 2013 г. по 2 мая 2017 г.
Применяя льготу в отношении транспортного средства <данные изъяты>, г.р.з. №, налоговым органом учтено, что данный автомобиль продан и снят с регистрационного учета 2 мая 2017 г., в связи с чем расчет транспортного налога с применением льготы произведен за 4 месяца 2017 г. При этом, налоговым органом не учтено, что после продажи указанного автомобиля в собственности налогоплательщика до конца 2017 налогового периода продолжало числиться транспортное средство <данные изъяты>, г.р.з. №, которое соответствовало предъявляемым параметрам мощности двигателя до <данные изъяты> л.с. – <данные изъяты> л.с., в целях применения льготы, в связи с чем расчет транспортного налога должен был быть произведен налоговым органом с учетом данного обстоятельства.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Такие обстоятельства судом первой инстанции в полной мере не проверены.
Таким образом, в 2017 налоговом периоде, с учетом примененной льготы в отношении транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. №, за 4 месяца владения, налогоплательщик Блинков А.В. должен был уплатить транспортный налог в отношении транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. №, в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> л.с. (мощность двигателя) х <данные изъяты> (налоговая ставка) / <данные изъяты> х <данные изъяты> месяца (налоговый период без учета льготы)), в оставшиеся 8 месяцев 2017 налогового периода в отношении данного автомобиля применению подлежит льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога, в связи с чем решение в указанной части подлежит изменению.
Также подлежит изменению решение суда в части взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. исходя из суммы недоимки в <данные изъяты> рублей, что составляет <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 9 июля 2019 г. <данные изъяты>
В 2018 налоговом периоде в собственности Блинкова А.В. находилось два транспортных средства: <данные изъяты>, г.р.з. №, и <данные изъяты>, г.р.з. №.
Принимая во внимание, что в отношении транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. №, подлежит применению льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога, выводы суда о взыскании с Блинкова А.В. транспортного налога за 2018 г. в размере <данные изъяты> рублей и начисленных на данную недоимку пеней в сумме <данные изъяты> рублей, не могут быть признаны правильными, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Также не может быть признано законным и обоснованным решение районного суда в части взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2013 г. – <данные изъяты> рублей, включенной в требование № № от 10 июля 2019 г.; задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2014 г. – <данные изъяты> рубля, включенной в требование № № от 10 июля 2019 г.
В соответствии со статьей 12 Федеральным законом от 28 декабря 2017г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Из приведенной нормы следует, что признается безденежной к взысканию и подлежит списанию имеющиеся у Блинкова А.В. задолженность по пеням, начисленная на недоимку по транспортному налогу за 2013 г., в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Так, подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, поскольку налоговым органом не подтвержден факт взыскания с Блинкова А.В. транспортного налога за 2014 г. в размере <данные изъяты> рублей, и не установлен факт их оплаты в добровольном порядке, то пени, начисленные на указанный налог, также не подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах, в указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского районного суда Самарской области от 2 июня 2023 г. отменить в части взыскания недоимки по транспортному налогу и пеням за 2018 налоговый период и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2013, 2014 налоговые периоды изложив резолютивную часть следующим образом:
«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №23 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Блинкова А.В., проживающего по адресу: <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2017 налоговый период в размере <данные изъяты> рублей и задолженность по пеням в сумме <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 9 июля 2019 г., всего <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Блинкова А.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Сызранский Самарской области в размере <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказать».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общею юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 24 октября 2023 г.
Председательствующий -
Судьи –