Дело № 2-130/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2013 года п. Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Мамоновой Е.А.,
С участием помощника прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области Черненко М.С..
при секретаре Кулагиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, 3-лицам Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства РО, Отделу образования Администрации <адрес> об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского (с) района Ростовской области обратился в суд с иском интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, 3-лицам Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства РО, Отделу образования Администрации <адрес> об обязании обеспечить жилым помещением.
В обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие того, что его родители - ФИО2 и ФИО3 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 окончил пребывание на полном государственном обеспечении в образовательном учреждении и подлежал обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родители ФИО1 собственного жилья не имели, и жилье за несовершеннолетним ФИО1, не закреплено. ФИО1 поставлен на квартирный учет ДД.ММ.ГГГГ и состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - порядковый номер №, согласно которому подлежит обеспечению жилым помещением в период с 2013 года по 2015 год.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В процессе рассмотрения дела по существу помощник прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области Черненко М.С. явился, уточнил заявленные требования и просил суд: Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек. В части заявленных исковых требований к Правительству Ростовской области отказался и просил суд исключить его из числа лиц участвующих в деле.
ФИО1 в судебное заседание явился, поддержал уточненные требования прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области, просил их удовлетворить.
Представители Администрации <адрес>, Отдела образования Администрации <адрес> в судебное заседание явились, возражали против уточненного заявленного требования Прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области, просили в их удовлетворении отказать. Пояснили, что на обеспечение жильем не выделены средства из областного бюджета. В части удовлетворения ходатайства об исключении из числа лиц участвующих в деле – Правительства Ростовской области и прекращении производства по делу в части заявленных к Правительству Ростовской области исковых требований, не возражали.
3-лицо Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно представленного отзыва 3-лицо возражало против требований Прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области, и просило суд в их удовлетворении отказать. В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК суд полагает правомерным рассмотреть данное дело в отсутствие 3-лица.
Согласно положениям ч.1 и ч.2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. На основании ст. 220 ГПК РФ, основанием прекращения производства по делу служит отказ истца от иска, если этот отказ принят судом.
Судом установлено, что отказ от исковых требований сделан добровольно стороной, заинтересованной в исходе дела, которой разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ. Поскольку этот отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то суд считает, что отказ от иска в части заявленных к Правительству Ростовской области исковых требований, подлежит принятию, а производство по делу в этой части прекращению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает уточненные требования Прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов гражданского дела, а так же учетного дела, предоставленного Отделом образования Администрации <адрес>, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие того, что его родители - ФИО2 и ФИО3 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил пребывание на полном государственном обеспечении в образовательном учреждении и подлежал обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родители ФИО1 собственного жилья не имели, и жилье за несовершеннолетним ФИО1 не было закреплено. ФИО1 поставлен на квартирный учет ДД.ММ.ГГГГ и состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - порядковый номер № согласно которому подлежит обеспечению жилым помещением в период с 2013 года по 2015 год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие с Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, с 1 января 2013 года внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 и п.п.8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Порядок обеспечения жильем данной категории граждан определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального и (или) областного бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения.
На основании изложенного суд считает установленным, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Жилое помещение ФИО1 должен предоставить орган местного самоуправления, поскольку он наделен государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РФ социальных норм.
Судом было установлено, что до настоящего времени жилье ФИО1 не предоставлено.
На основании изложенного, а так же с учетом содержания вышеуказанных выше положений, суд принимает во внимание, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленными ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.
В связи с чем, суд полагает правомерным уточненные исковые требования Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области в интересах ФИО1 - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Принять отказ прокурора Октябрьского (с) района Ростовской области от заявленных исковых требований к Правительству Ростовской области.
Прекратить производство по делу №2-130/13, в части заявленных к Правительству Ростовской области исковых требований.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 20.03.2013г.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2013г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 1 месяца, после изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Мамонова