Дело № 2-2394/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Малешевой Л.С.
при секретаре Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной ФИО5 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании отказа незаконным и признании права на получение льготы
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» об оспаривании решения, и признании права на льготу в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что является инвалидом ...., ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении льготы для оплаты коммунальных платежей. Все документы ею были предоставлены, в том числе подтверждающие отсутствие задолженности. Ей было выдано уведомление о принятии ее заявления и приложенных документов, однако ДД.ММ.ГГГГ ей пришел отказ в предоставлении льготы по оплате коммунальных платежей, со ссылкой на то, что дом, в котором она проживает, не имеет правовых оснований. Дом, в котором она проживает по адресу .... не имеет свидетельства о государственной регистрации, однако он имеет кадастровый номер, признан жилым, земля под домом находится в собственности. Она проживает и зарегистрирована в данном доме, ведет хозяйство, оплачивает своевременно коммунальные платежи.
На основании изложенного, просит отменить решение Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу об отказе в предоставлении ей льготы по оплате коммунальных платежей, и признать за ней право на получение указанной льготы.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что считают отказ в предоставлении льготы незаконным, поскольку фактически истец проживает в доме, несет расходы по оплате коммунальных платежей. Право собственности на дом в установленном порядке не зарегистрировано. Ранее истец обращалась с иском о признании права собственности на самовольное строение, однако решением суда ей было отказано. После этого, мер по узаконению не принимала, однако это не может служить основанием для отказа ей в предоставлении льготы, как инвалиду.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» просила в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Истец Золотухина Р.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В Алтайском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Алтайского края 7.12.2007 N 156-ЗС (ред. от 11.03.2019) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае"
Данный закон определяет порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация), установленных, в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст.3 указанного закона компенсация предоставляется категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона, проживающим на территории Алтайского края.
Для назначения компенсации представляются:
1) заявление о назначении компенсации;
2) копия документа, удостоверяющего личность гражданина (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
3) копия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
4) справка о составе семьи;
5) сведения о неполучении мер социальной поддержки по месту жительства (при реализации права на меры социальной поддержки по месту пребывания);
6) сведения о расходах на приобретение твердого топлива (при наличии печного отопления);
7) сведения о видах потребляемых услуг и организациях, их предоставляющих;
8) документ, содержащий сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению;
9) документ, подтверждающий место жительства (пребывания) гражданина (копия документа с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
10) документ, содержащий сведения о размере общей площади жилого помещения (копия документа с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
11) копия документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), - для категорий граждан, указанных в пунктах??, 3 - 5, 7 статьи 1 настоящего Закона.
В силу ст.4 Закона АК, компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
При непредставлении гражданином документов, указанных в пунктах 5, 9 - 11 части 3, в пункте 3 части 4 статьи 3 настоящего Закона, уполномоченный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Компенсация назначается с месяца обращения гражданина непосредственно в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо с месяца направления заявления и документов по почте заказным письмом согласно дате, указанной на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления письма, или в электронной форме.
Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Судом установлено, что Золотухина Р.Б. является инвалидом .... бессрочно, соответственно, имеет право на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ Золотухина Р.Б. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услугу, к заявлению были приложены документы. Документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением по адресу г....., заявителем предоставлен не был.
В силу п.2.4 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 года № 126, ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия были запрошены сведения о регистрации права собственности по месту проживания истца- пр-д Аграрный 51 г.Барнаула.
Согласно сведений ЕГРН информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу ...., отсутствуют.
Судом достоверно установлено, что жилой дом, в котором зарегистрирована и проживает истец, является самовольной постройкой.
Решением Железнодорожного районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Золотухиной Р.Б. о признании за ней права собственности на самовольную постройку- долю в жилом доме по адресу ...., было отказано.
Решение вступило в законную силу.
Из пояснений стороны истца следует, что иных мер к узаконению постройки не предпринималось.
Таким образом, судом установлен, что как на момент подачи заявления ответчику, так и в настоящее время, у Золотухиной Р.Б. отсутствует документ, подтверждающий основание владения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу ...., а также документа, содержащего сведения о размере общей жилой площади жилого помещения.
Во исполнение закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", Администрацией Алтайского края Постановлением № 126 от 01.04.2008 года утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае.
Согласно п. 13.1. указанных Правил, основанием для отказа в предоставлении компенсации является, в том числе непредставление льготополучателем одного или нескольких документов, указанных в пунктах 1 - 4, 6 - 8, 10 и 11 (в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права собственности на жилое помещение) части 3, пунктах 1, 2 части 4, части 5 статьи 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС.
Поскольку судом установлено, что Золотухиной Р.Б. был предоставлен не весь комплект документов, установленный ст.3 Закона АК № 156-ЗС и Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ей обоснованно было отказано в предоставлении указанной льготы.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 « О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Доводы истца о том, что помещение, в котором она проживает, является жилым, она имеет регистрацию в нем, оплачивает коммунальные услуги, в связи с чем, имеет право на получение льготы в виде компенсации расходов по оплате коммунальных платежей, суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Объектами жилищных прав являются жилые помещения ( ч.1 ст.15 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании ( ст.16).
Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом достоверно установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец, полностью является самовольной постройкой. Представленные истцом документы, подтверждающие факт регистрации в данном доме не подтверждают основания владения и пользования жилым помещением. То обстоятельство, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Вместе с тем, суд отмечает, что при предоставлении истцом полного пакет документов, установленного в ст.3 Закона Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007 года, истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Анализируя в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Золотухиной ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Малешева Л.С