Дело № 5-245/2024 59RS0001-01-2024-003173-44
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 мая 2024 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем Морозовой А.М.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Солодянкиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
в отношении Солодянкиной Д. М., ...,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу, Солодянкина Д. М., являясь гражданкой Республики Узбекистан, Дата въехала на территорию Российской Федерации, цель въезда – работа, на миграционном учете не состояла. С заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации не обращалась. Обязанность по выезду исполнила Дата, въехала вновь Дата. С Дата по настоящее время на территории Российской Федерации находится незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании Солодянкина Д.М. пояснила, что приехала в Россию в 2016 году, в 2021 году вышла замуж за гражданина Российской Федерации ФИО8 Александра Валентиновича, раскаивается, хочет получить патент и работать. В Узбекистане проживают родители и взрослая дочь, но желает проживать в России с мужем.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2, пояснила, что привлекаемое лицо - ее сестра, сначала проживали вместе, примерно два года назад сестра вышла замуж, живет с мужем. Иногда помогают им материально. О том, что сестра ранее нарушала миграционное законодательство не знала.
Заслушав привлекаемое лицо, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Установлено, что Солодянкина Д. М.... въехала на территорию Российской Федерации, цель въезда – работа, на миграционном учете не состояла.
С заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации не обращалась.
Обязанность по выезду исполнила Дата, но въехала вновь Дата.
С учетом срока привлечения к административной ответственности за каждое совершенное правонарушение с Дата по настоящее время на территории Российской Федерации находится незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
В настоящее время состоит на миграционном учете по адресу: Адрес21 с Дата по Дата.
Дата заключила брак с гражданином Российской Федерации ФИО8 Александром Валентиновичем.
Совершение правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.05.2024№, в котором привлекаемым лицом указано о согласии, справкой начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №, письменными объяснениями Солодянкиной Д.М. от Дата, указавшей на проживание в период с Дата по лето 2019 по адресу: Адрес3, с Дата проживает с мужем ФИО5 по адресу: Адрес21, есть родная сестра гражданка Российской Федерации ФИО2 ФИО2, Дата года рождения, привлекалась к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, штрафы оплатила, но не выехала из-за короновируса, копией паспорта иностранного гражданина, сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ, пояснениями в судебном заседании.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела привлекаемое лицо принимала участие, давала пояснения. Право на защиту не нарушено. Личность установлена по его паспорту.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия Солодянкиной Д.М. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания учитывается следующее.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством учитывается признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Учитывая положения Постановления от 17 февраля 2016 года № 5-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, прихожу к выводу, что Солодянкина Д. М. как гражданин иностранного государства должна знать требования миграционного законодательства и обращаться в соответствующие компетентные государственные службы, разрешающие вопросы, связанные с его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан.
Рассматривая обстоятельства, свидетельствующие о необходимости исключения выдворения ввиду наличия устойчивых семейных связей с гражданами Российской Федерации, учитываю следующее.
Дата Сеидова Д.М. привлечена к административной ответственности по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ по факту нахождения в период с 04.12.2016 по 04.08.2021 на территории Российской Федерации незаконно. Назначен штраф 3000 рублей без административного выдворения в связи с действием Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364.
Дата Сеидова Д.М. привлечена к административной ответственности по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ по факту отсутствия документов, подтверждающих ее право на пребывание в Российской Федерации. Назначено наказание в виде штрафа в размере 3500 рублей, учтены устойчивые семейные связи с гражданами Российской Федерации, штраф оплачен Дата.
Паспорт с фамилией Солодянкина Д.М. получила Дата.
Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.
Согласно ходатайству начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № Управления МВД России по Адрес ФИО6, просит назначить наказание с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Наличие сложившихся на территории Российской Федерации семейных и социальных связей не освобождают иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания, и не являются безусловными основаниями невозможности применения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25.12.2023 № 649-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившему в силу с 05.01.2024, при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. Если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, продолжительность проживания привлекаемого лица в Российской Федерации, ее семейное положение, пояснения свидетеля в судебном заседании, соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, прихожу к выводу о возможности применения нормы Закона № 649-ФЗ и замены принудительного выдворения. К выводу о необходимости назначения административного штрафа не прихожу ввиду пояснений привлекаемого лица об имущественном положении, длительном отсутствии трудоустройства.
С учетом данных о личности, конкретных обстоятельств, связанных с совершением административного правонарушения, назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется, и считает возможным назначить наказание, с применением положений ч.3.8 ст.4.1 КоАП РФ в виде обязательных работ без назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Солодянкину Д. М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде обязательных работ на срок 150 (сто пятьдесят) часов без выдворения за пределы Российской Федерации.
Разъяснить привлекаемому лицу положения ст. 32.13 КоАП РФ: постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.
Разъяснить также, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
...
Судья Е.В. Мухина