Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-10186/2022 от 19.08.2022

Судья: Теплова С.Н. Гр. дело № 33-10186/2022

(№ 2-610/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара     22 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.,

судей:              Кривошеевой Е.В., Головиной Е.А.

при секретаре Даниленко И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макаровой МГ на решение Самарского районного суда г. Самары от 16 июня 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования Макаровой МГ к МП г.о. Самара «Инженерная служба» о перерасчете услуг по отоплению, возложении обязанности предоставить реквизиты, снятии арестов с банковских счетов, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Макарова М.Г. обратилась в суд с иском к МП г.о. Самара «Инженерная служба» с требованиями о перерасчете услуг по отоплению, возложении обязанности предоставить реквизиты, снятии арестов с банковских счетов, в обоснование исковых требований указала следующие обстоятельства.

Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приобреталось у двух собственников коммунальной квартиры с лицевыми счетами: - ФИО5 и ФИО6 После объединения лицевых счетов, был присвоен .

10.02.2020 г. истец направила заявление в МП г.о. Самара «Инженерная служба» с требованием о перерасчете услуг по отоплению, поскольку за период времени с декабря 2018 г. и по настоящее время оплата за отопление составляет 2 155,92 рублей.

В начале 2019 года при работающем отоплении стало понятно, что с предоставленными услугами что-то не так, а именно в квартире было очень жарко, ближе к весне при заморозках было холодно.

Оплата за отопление составляет 2 155,92 рублей, а в доме расположенном напротив, с такой же площадью квартир собственники оплачивают 1700 рублей. Однако заявление осталось без рассмотрения.

Из письма МП «Инженерная служба» следует, что котельная дома истца не оборудована коллективным общедомовым счетчиком тепловой энергии, в связи с чем жильцам дома должны перевыставляться расходы по поставленным ресурсам для работы котельной. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд обязать МП г.о. Самара «Инженерная служба» пересчитать начисления по предоставлению услуг по отоплению с декабря 2018 г. по настоящее время; предоставить реквизиты ресурсных организаций для прямой оплаты задолженности по фактически заключенным договорам; снять аресты с банковских счетов.

Судом постановлено указанное выше решение, на которое истцом Макаровой М.Г. принесена апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе и принять по делу новый судебный акт.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Макарова М.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.

Третье лицо - Букреев П.А. в судебном заседании также поддержал доводы апелляционной жалобы истца, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрен механизм восстановления прав потребителя вследствие предоставления ему услуг ненадлежащего качества - путем перерасчета платы за такую услугу.

В соответствии с пунктом 31 Правил, на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это следует из пунктов 105, 106 Правил, предполагает сообщение потребителем о нарушении качества коммунальной услуги с обязательной регистрацией данного факта аварийно-диспетчерской службой, проведение проверки по поступившему обращению с последующим составлением акта по результатам проверки, проведенной по факту оказания услуги ненадлежащего качества.

Тем самым, Правилами предусмотрена как процедура установления самого факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, так и порядок уменьшения платы за указанную коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Из содержания п. 150 Правил следует, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В развитие данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункте 36 которых установлено, что Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 38 Правил предоставления коммунальных услуг).

В силу абзаца 2 пункта 40 названных правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Согласно пункту 42 (1) названных правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В силу пункта 43 Правил предоставления коммунальных услуг объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

Макарова М.Г. является собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 15-16).

Согласно справке о составе семьи, предоставленной из МП г.о. Самара «ЕИРЦ» в <адрес>, зарегистрированы: Макарова (ФИО12) М.Г. и ФИО9 с 03.09.2019 г.

Данное жилое помещение приобреталось у собственников коммунальной квартиры с лицевыми счетами: - ФИО5 и ФИО6 После объединения лицевых счетов, был присвоен один лицевой счет .

С 01.10.2017 г. собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома на общем собрании выбран непосредственный способ управления собственниками помещений и заключен договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме с МП г.о. Самара «Жилсервис» (л.д.77-80).

Согласно п. 1.3 договора, МП предоставляет услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в границах эксплуатационной ответственности. Состав общего имущества утверждается Собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании и включает в себя только имущества, в части которого обслуживающей организацией выполняются работы и предоставляются услуги по содержанию и текущему ремонту.

Согласно техническому паспорту, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литер В, 1939 г. постройки, четырехэтажный. Относится к 5 степени благоустройства. Центральное отопление дома осуществляется от котельной, поскольку отсутствует общедомовой узел учета тепловой энергии.

Согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара № 1964 от 29.06.2012 г., котельная расположенная в доме 9 по ул. Молодогвардейской г. Самары закреплена на праве хозяйственного ведения за МП г.о, Самара «Инженерная служба», которая осуществляет поставку тепловой энергии многоквартирному дому № 9 по улице Молодогвардейской г. Самара.

Для обеспечения работы котельной по вышеуказанному адресу МП г.о. Самара «Инженерная служба» заключен договор № 08359-131121 от 07.04.2021 г. на поставку электроэнергии с АО «Самарагорэнергосбыт», а также трехсторонний договор поставки и транспортировки газа № 45-4-3005/19 от 30.04.2019 с ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и ООО «Средневолжская газовая компания». Взаиморасчет за постановку ресурсов данными компаниями осуществляется согласно условиям указанных договоров.

В материалы дела представлены акты сверки взаимных расчетов между ООО «СКС», АО «СамГЭС», ООО «Средневолжская газовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Самара».

Согласно правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, установленных настоящими Правилами.

Начисление МП г.о. Самара «Инженерная служба» за коммунальные услуги по теплоснабжению производится согласно конклюдентным действиям потребителей.

Согласно п. 42.1 Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в отдельном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии согласно п. 42.1 и 43 Правил № 354 при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, определяется по формуле 2.4 Приложения 2 Правил № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец указывает, на то, что обращалась в адрес МП г.о. Самара «Инженерная служба» с требованием о перерасчете услуг по отоплению за период с декабря 2018 г. и по настоящее время. Однако требования остались без внимания.

Размер оплаты жилищных услуг для проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, установлен постановлением Администрации г. о. Самара от 30.12.2019 № 1101 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара» (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации г. о. Самара).

Согласно предоставленного ответчиком подробного расчета по услуге, отопление <адрес>.9 по <адрес> следует, что размер платы за отопление в жилом и нежилом помещении в МКД, который не оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно п.42 и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течении календарного года определяется по формуле 2(4) Постановления правительства РФ от 28.12.2018года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме".

Макаровой (Букреевой М.Г.) производятся начисления из расчета: общая площадь жилого помещения - 56,2 кв.м., общая площадь жилых и нежилых помещений МКД - 1494,4 кв.м., площадь мест общего пользования МКД- 99 кв.м., норматива потребления коммунальной услуги по отоплению МКД по <адрес> (по1/12) согласно Приложения 1 к Приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 года № 131 - 0,018, тарифа на тепловую энергию для потребителей МП <адрес> «Инженерная служба» - 2 131,20 руб. на 1 Гкал (с учетом НДС) итого: 56,2*(0,018*1*(1494,4-0)/(1494,4-0+99)=0,9487 Гкал/мес.; 0,9487+(56,2*99*0,0018*1*(1494,4-0)/1494,4*(1494,4-0+99)= 1,0016 Гкал*2131,2 рублей= 2 155,92 рублей (с учетом НДС), что, по мнению суда, свидетельствует об обоснованности определения сумм, начисленных ответчиком истцу в счет оплаты за услугу отопление.

Из акта проверки ООО «Газпром межрегионзгаз Самара» от 14.05.2021 года следует, что был произведен осмотр по адресу: <адрес> (котельная) в результате которого повреждений, а также врезок обнаружено не было.

Разрешая заявленные истцом требования, суд указал, что в материалах дела не содержится доказательств, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> принимали решение об установке общедомового (коллективного) прибора учета тепла, в связи с чем подобная обязанность у МП г. о. Самара «Инженерная служба» по самостоятельному оборудованию дома прибором учета не возникает. Для изменения схемы оплаты отопления собственникам жилых и нежилых помещений данного дома необходимо установить общедомовой узел учета тепловой энергии теплоносителя. Расчет ответчика в суде по существу истцом не оспорен, контррасчета, доказательств иного размера не представлено, вопреки содержанию статьи 56 ГПК РФ, в связи с чем суд отвергает как не основанные на фактических обстоятельствах дела доводы истца о начислении ему платы в большем размере, поскольку судом установлено, что начисление платы за содержание жилья истцу производится пропорционально площади помещений.

В материалах дела имеются платежные документы (счета) выставляемые поставщиком МП г. о. Самара «Инженерная служба» в адрес истца Макаровой М.Г. (Букреевой) с указанием вида услуг, объема коммунальных услуг, тарифов и начислений за расчетный период.

Таким образом, суд не усмотрел правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по перерасчету начисленной истцу платы за отопление за испрашиваемый период, удовлетворении производных требований о предоставлении реквизитов ресурсных организаций для выплаты задолженности, производных требований.

Также суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований о снятии ограничений (арестов) с банковских счетом наложенных в отношении ФИО8, как было уточнено в судебном заседании истцом, поскольку в материалы дела не представлено доказательств наличия указанных ограничений, доказательств нарушения прав истца Макаровой М.Г. в указанной части.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они сделаны при правильном определении юридически значимых для дела обстоятельств, и правильном определении подлежащих применению норм законодательства, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом, и представленным в материалы дела доказательствам.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что котельная закреплена на праве хозяйственного ведения за МП г. Самара «Инженерная служба», и общим имуществом жильцов многоквартирного дома не являлась, что подтверждается ответами на запросы судебной коллегии, поступившими из Департамента управления имуществом г.о. Самара, в частности, договором 000042Х от 15.02.2000г. с приложениями, приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 29.06.2012г. № 1964 и приложением к нему, Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.05.2016г. № 2313 и приложением к нему. Доказательств принадлежности оборудования, которое находится в вышеуказанной котельной, собственникам многоквартирного дома не представлено.

Из ответа на запрос судебной коллегии, поступившего из ООО «Газпром межрегионгаз Самара» от 11.10.2022, не следует, что учет потребления ресурсов с МП «Инженерные системы» ведется на основании конкретного прибора учета газа.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения при проведении расчета платы за коммунальные услуги п.54 Правил 354, основаны на неверном толковании норм материального права, ввиду отсутствия в составе общедомового имущества локальной системы теплоснабжения и приборов учета.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены решения суда в соответствии с требованиями ст.330 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 16 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой МГ - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья: Теплова С.Н. Гр. дело № 33-10186/2022

(№ 2-610/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

г. Самара     22 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.,

судей:              Кривошеевой Е.В., Головиной Е.А.

при секретаре Даниленко И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макаровой МГ на решение Самарского районного суда г. Самары от 16 июня 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования Макаровой МГ к МП г.о. Самара «Инженерная служба» о перерасчете услуг по отоплению, возложении обязанности предоставить реквизиты, снятии арестов с банковских счетов, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 16 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой МГ - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-10186/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Макарова М.Г.
Ответчики
МП г.о. Самара Инженерная служба
Другие
ООО Газпром межрегионгаз Самара
ООО СКС
Букреев П.А.
ООО СВГК
МП г.о. Жилсервис
АО СамГЭС
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.08.2022[Гр.] Передача дела судье
27.09.2022[Гр.] Судебное заседание
18.10.2022[Гр.] Судебное заседание
22.11.2022[Гр.] Судебное заседание
05.12.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее