Дело № 5-905/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
город Гатчина 09 августа 2022 года
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Григорьева Юлия Александровна,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Семенова А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты>", имеющего водительское удостоверение №,
УСТАНОВИЛ:
05 августа 2022 года в Гатчинский городской суд Ленинградской области поступил протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Семенова А.О.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов, по причине нарушения должностным лицом порядка составления протокола об административном правонарушении, установленного ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и потерпевший (ие) должны быть извещены о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ, копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена не только лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но и потерпевшему (им).
То есть исходя из буквального толкования приведенных выше положений КоАП РФ, потерпевший привлекается к участию в деле об административном правонарушении на стадии его возбуждения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором не только фиксируется факт административного правонарушения, но и определяется круг лиц по административному производству, допущенных либо привлеченных к участию в деле. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из ч. 3 ст. 25.2 названного кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
По смыслу положений приведенных норм потерпевший должен быть извещен органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. При этом следует учитывать, что условия для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав должны быть созданы на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении Семенова А.О. по ч.2 ст.12.24КоАП РФ, в качестве последствий вмененного ему административного правонарушения, кроме прочего, указано на причинение механических повреждений транспортному средству "Мерседес-Бенц Sprinter" г.р.з. №, принадлежащему ССИ
Причиненные указанному автомобилю механические повреждения перечислены в объяснениях Семенова А.О. на л.д. 21 (оборот) и зафиксированы на фотографиях с базы автоматизированной информационной системы учета сведений ГИБДД, сделанных инспекторами дорожно-патрульной службы на месте ДТП при осмотре места совершения административного правонарушения от 14.03.2022.
Должностное лицо, признав гражданку ССИ потерпевшей по делу об административном правонарушении, не уведомило ее о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составило протокол в её отсутствие, чем ограничило права потерпевшей, предусмотренные ст.25.2 КоАП РФ.
Невыполнение должностным лицом требований КоАП РФ об извещении потерпевшей о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении свидетельствует о нарушении порядка производства по делу, поскольку в этом случае не созданы условия для обеспечения гарантий процессуальных прав потерпевшей, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым.
Кроме того, в материалах дела на л.д.15-19 имеется протокол № осмотра места совершения административного правонарушения от 16.03.2022, который сотрудниками ГИБДД не заполнен, в частности графы "место совершения ДТП", "с участием водителей", "транспортные средства", "осмотр транспортных средств". Указанный протокол не подписан лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Указанные недостатки не могут быть устранены судом при рассмотрении дела по существу.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, согласно п. 4 ч. 1 статьи 29.4 КоАП РФ, суд считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 ч. 1 п. 4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
возвратить протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Семенова А.О. начальнику отдела ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области для устранения недостатков.
Судья подпись
Подлинный документ находится в материалах дела № 5-905/2022 (№) Гатчинского городского суда Ленинградской области.
Судья: