Гр.дело № 2–1417/2023 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001588-09 изготовлено 20 декабря 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быкова Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Зубакиной А.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Апатиты Пучковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Апатитское специальное агентство» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Апатитское специальное агентство» (далее по тексту – ООО «АСА») об устранении нарушений законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации на территории муниципального образования г. Апатиты детских игровых и спортивных площадок. В ходе проведенной проверки установлено, что под управлением ответчика на основании договора управления многоквартирным домом находится многоквартирный жилой дом, расположенный в <адрес>, расположенный на земельном участке, имеющим детское игровое оборудование. Вышеуказанный земельный участок является в силу закона общей долевой собственностью собственников помещений соответствующих МКД. Заключая соответствующие договоры и получая плату от жителей МКД, ответчик обязан осуществлять обслуживание игровой площадки в соответствии с установленными правовыми и техническими нормами.
В ходе проверки установлено, что у ответчика отсутствуют документы на оборудование указанной игровой площадки, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и ремонта, график ежедневного визуального осмотра, графики проведения осмотров. Обслуживание игровой площадки не осуществляется, в состав общего имущества МКД не входит. Кроме того, на игровой площадке отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Отсутствие эксплуатирующей организации и как следствие ответственных лиц, осуществляющих контроль технического состояния оборудования (форм), установленных на детской площадке, недопустимо. Бездействие управляющей компании в части ненадлежащего содержания общего имущества не отвечает интересам как собственников общего имущества МКД, так и иных лиц, пользующихся детской площадкой.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно изменял исковые требования, с учетом последних уточнений, прокурор просит обязать ООО «Апатитское специальное агентство» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного жилого дома <№> по проспекту Сидоренко в городе Апатиты:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать ООО «Апатитское специальное агентство» в срок до 1 июня 2024 г. устранить на игровой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного жилого дома <№> по проспекту Сидоренко в городе Апатиты:
- дефекты, имеющиеся на поверхностях игрового комплекса «Спортивный городок», выполненных из древесины - заусеницы, задиры, отщепы, сколы в соответствии с п.п. 4.3.5 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»;
- шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним, и острые края на игровом комплексе «спортивный городок» в соответствии с п.п. 4.3.7 и 4.3.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
Определениями от 11 октября 2023 г., 3 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечено ООО «ОФИЖ», муниципальное образование г. Апатиты в лице Администрации г. Апатиты, в качестве третьего лица - МКУ г. Апатиты «УГХ».
Производство по делу в части ряда требований прокурора, а также требований, предъявленных к муниципальному образованию г. Апатиты Мурманской области в лице Администрация г. Апатиты, ООО «Офиж» определениями от 3 ноября 2023 г. и 13 декабря 2023 г. прекращено.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, мотивированной позиции по делу не высказал.
Представитель третьего лица Управления коммунальной инфраструктуры в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность по содержанию игровых площадок, расположенных в пределах границ земельного участка конкретного МКД, возложена на управляющие компании. Считает иск к ООО «АСА» обоснованным.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему решению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общей долевой собственностью собственников помещения в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, вышеуказанными нормами материального права на управляющую организацию прямо возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок многоквартирных жилых домов, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии, установленная ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. "ж" п. 2, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, равным образом относится к детским игровым и спортивным площадкам.
При этом, содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Придомовая территория, которая является частью общего имущества МКД – это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (пп. "е", "ж" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 указанного Закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).
Однако существуют правила по благоустройству придомовой территории, предусмотренные следующими актами:
- Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290;
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации);
В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
Эксплуатантом детских игровых и спортивных площадок признается общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования (п. 3.5 ГОСТ Р 52301-2013). А по смыслу п. 7.4 названного стандарта вся документация на оборудование детской площадки, включая паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров, подлежит постоянному хранению именно у эксплуатанта.
В качестве эксплуатанта выступает управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом, в общее имущество собственников которого входит и элементом благоустройства которого является соответствующая площадка.
При эксплуатации детских площадок обязательному исполнению подлежат требования ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" и ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «АСА» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ООО «АСА» осуществляет управление МКД <№> по <адрес> на основании договора управления МКД от 1 апреля 2021 г.
МКД <№> по <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером <№> кадастровый квартал <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.....> кв.м поставлен на кадастровый учет 25 марта 2009 г., на указанном земельном участке расположено здание <№>, сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными схемами расположения земельного участка, на земельном участке с кадастровым номером <.....> (л.д. 87, 168), на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, на котором присутствуют игровое оборудование: спортивный уголок с лестницей, игровой комплекс типа «Спортивный городок», баскетбольный щит, футбольные ворота (л.д. 23-26).
По результатам визуального осмотра указанное оборудование не соответствует требованиям ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", а именно элементы оборудования игрового комплекта типа «спортивный городок» из древесины имеют на поверхности дефекты обработки (заусеницы, отщепы, сколы).
Проверкой установлено, что ООО «АСА» визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования не проводятся, у управляющей компании отсутствуют журналы контроля за техническим состоянием оборудования, что не оспорено ответчиком.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что игровая площадка, расположенная на земельном участке МКД <№> по <адрес> относится к элементам благоустройства многоквартирного дома и в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) входит в состав общего имущества с момента ее установки, вне зависимости от отражения ее наличия в договоре управления домом.
Перечисленные выше нормативные положения предусматривают прямую обязанность управляющей компании по своевременному выявлению соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия сведений в технической документации на многоквартирный дом, принять все меры к их восстановлению, в порядке, установленном Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416. При этом, материалы дела не содержат сведений о соблюдении представителем управляющей компании указанного порядка.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (ч. 1, п. п. 1, 5 и 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО город Апатиты от 23.10.2017 N 548 (ред. от 27.12.2022) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, согласно пункту 1.3 которых под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Суд, с учетом содержащихся в Правилах благоустройства территории муниципального образования города Апатиты норм о том, что детские площадки относятся к элементам благоустройства, содержание в надлежащем состоянии которых относится, в том числе, к обязанности управляющей компании, приходит к выводу о том, что игровое оборудование, а именно указанная выше игровая площадка с различными элементами является общедомовым имуществом собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, управление которыми осуществляется ООО «АСА», расположено, в том числе на дворовой и придомовой территории данного дома, в связи с чем в силу вышеприведенных норм права ответчик ООО «АСА» не может быть освобожден от обязанности устранить обнаруженные на детской игровой площадке нарушения.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком, предложенным прокурором - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в части обязания провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования; обеспечить разработку и установку информационных табличек или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), а также с предложенным прокурором сроком – в срок до 1 июня 2024 года для устранения повреждений игрового оборудования, с учетом климатических условий и объема выявленных дефектов, полагая указанные сроки разумными и достаточными.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Апатитское специальное агентство» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Апатитское специальное агентство» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационных табличек или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013;
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Апатитское специальное агентство» в срок до 1 июня 2024 г. устранить на игровой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного жилого дома <№> по проспекту Сидоренко в городе Апатиты:
- дефекты, имеющиеся на поверхностях игрового комплекса «Спортивный городок», выполненных из древесины - заусеницы, задиры, отщепы, сколы в соответствии с п.п. 4.3.5 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»;
- шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним, и острые края на игровом комплексе «спортивный городок» в соответствии с п.п. 4.3.7 и 4.3.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Апатитское специальное агентство» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова