Материал № 13-146/2024
Определение.
09 января 2024 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.
при ведении протокола помощником судьи Симонян Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию штрафов № Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО1 о прекращении исполнительного производства,
установил:
судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по взысканию штрафов № Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО1 обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в пользу ООО «Новогор-Прикамье» со Стряпуниной Татьяны Валерьевны задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 2 594,59 рублей.
Согласно поступившему ответу органов ЗАГС установлена дата смерти должника Стряпуниной Т.В. – ДД.ММ.ГГГГ.
Просит прекратить исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Стряпуниной Т.В.
Заявитель в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 14.09.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается судом в случаях смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; ……
В судебном заседании установлено, что на исполнении судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию штрафов № Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО1 находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в пользу ООО «Новогор-Прикамье» со Стряпуниной Т.В. задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 2 594,59 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Стряпунина Т.В. умерла, о чем составлена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ и выдано свидетельство о смерти IV-ВГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 383 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается переход прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (пункт 1).
Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 Гражданского кодекса Российской Федерации), поручения (пункт 1 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации), комиссии (часть первая статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации), агентского договора (статья 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так из материалов дела усматривается, что задолженность Стряпуниной Т.В. возникла вследствие ненадлежащего выполнения обязательств по оплате коммунальных услуг.
Обязательство по оплате коммунальных услуг не является обязанностью, неразрывно связанной с личностью должника, в связи с чем допускается замена стороны ее правопреемником.
Из материалов дела следует, что наследником первой очереди умершей Стряпуниной Т.В. является ее дочь Стряпунина Ирина Алексеевна, что подтверждается ответом органов ЗАГС.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что у должника Стряпуниной Т.В. отсутствуют наследники, фактически принявшие наследство. Судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству не произведены в полной мере исполнительные действия по установлению имущественного положения должника.
На основании изложенного, в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи со смертью должника следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 224-225, 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию штрафов № ГУ ФССП по Пермскому краю ФИО1 в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в 15 дней со дня вынесения определения.
Судья: подпись
Копия верна: судья