УИД 18RS0<номер>-30
Дело <номер>
ФИО3 Ш Е Н И Е
ИФИО1
11 ноября 2022 года <адрес>Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике к ФИО2 о запрете распространения рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе,
установил:
Первоначально Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее по тексту – Удмуртское УФАС России) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, которым просит обязать ответчика прекратить распространение рекламы установки счетчиков газа.
Требования мотивированы тем, что решением Удмуртского УФАС России от <дата> по делу N018/05/5-966/2021 реклама, размещенная на рекламных листовках следующего содержания: «Извещение за июнь 2021! Согласно Федеральному Закону <номер>, об энергосбережении и обязательной установке счетчиков газа. С целью снижения оплаты за газ, организована плановая установка счетчиков газа. В Вашем доме с 2 по <дата>г. по льготной стоимости 2 500 руб. (Счетчик, документы, опломбировка, регистрация входит в стоимость). С 2021 года повышается стоимость газа по нормативу. Средняя экономия со счетчиком составляет от 1500-3000 рублей в год. Вам необходимо записаться на установку по тел. <номер>. Служба газа», распространяемых в почтовые ящики жителей <адрес> в <адрес>, признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20) части 3 статьи 5, пункта 7) статьи 7 ФЗ «О рекламе». ФИО2 признан рекламодателем, нарушившим требования пункта 20) ч. 3 ст. 5, п. 7) ст. 7 ФЗ «О рекламе». На основании решения от <дата> по делу <номер> ФИО2 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. ФИО2 надлежало представить в Удмуртское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания в течение трех рабочих дней со дня его исполнения. Решение и предписание были направлены по адресу регистрации ФИО2 и на адрес его электронной почты, однако последний уклоняется от получения корреспонденции, ввиду чего предписание в настоящее время не исполнено. Более того в адрес истца <дата> поступило повторное обращение ФИО5 о распространении в почтовые ящики жителей <адрес> в <адрес> рекламных листовок аналогичного содержания. Таким образом, ответчик продолжает распространять рекламу, нарушающую требования ФЗ «О рекламе».
В последующем представитель истца уточнил исковые требования, по которым просил суд обязать ответчика прекратить распространение рекламы по установке индивидуальных приборов учета газа, с не соответствующими действительности сведениями об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, с отсутствием специального разрешения (допуска) на осуществление данного вида деятельности.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная корреспонденция, направленная по адресу его регистрации, подтвержденному данными Отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по УР, возвращена в суд оператором почтовой связи с пометкой "Истечение срока хранения".
В силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказ Минкомсвязи России от N 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Согласно штампам на конверте, судебное извещение получено почтой <дата>, а возвращено почтой в связи с истечением срока хранения <дата>. Таким образом, срок хранения составил 7 дней.
Служба почтовой связи возвратила корреспонденцию отправителю в соответствии с требованиями пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказ Минкомсвязи России от N 234.
Таким образом, ответчик, злоупотребляя правом, уклонился от получения судебного извещения.
В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 33 ФЗ от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно обращается в суд с рассматриваемым требованием.
Статьей 1 Федерального закона от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон "О рекламе") установлено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требования к содержанию рекламы и ее размещению установлены ст. ст. 5 - 10 и главой 2 ФЗ от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе".
Данные требования обязательны для всех рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Материалами дела установлено, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) от <дата> по делу <номер> реклама, размещенная на рекламных листовках следующего содержания: «Извещение за июнь 2021! Согласно Федеральному Закону <номер>, об энергосбережении и обязательной установке счетчиков газа. С целью снижения оплаты за газ, организована плановая установка счетчиков газа. В Вашем доме с 2 по <дата>г. По льготной стоимости 2500 руб. (Счетчик, документы, опломбировка, регистрация входит в стоимость). С 2021 года повышается стоимость газа по нормативу. Средняя экономия со счетчиком составляет от 1500 -3000 рублей в год. Вам необходимо записаться на установку по тел. <номер>. Служба газа», распространяемых в почтовые ящики жителей <адрес> в <адрес>, признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20) части 3 статьи 5, пункта 7) статьи 7 ФЗ «О рекламе».
ФИО2 признан рекламодателем, нарушившим требования пункта 20) части 3 статьи 5, пункта 7) статьи 7 ФЗ «О рекламе».
При рассмотрении дела Удмуртским УФАС России было установлено следующее:
<дата> в Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина (вх. <номер>) о распространении в почтовые ящики жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> рекламных листовок следующего содержания: «Извещение за июнь! Согласно Федеральному Закону <номер>, об энергосбережении и обязательной установке счетчиков газа. С целью снижения оплаты за газ, организована плановая установка счетчиков газа. В Вашем доме с 2 по <дата>г. По льготной стоимости 2500 руб. (Счетчик, документы, опломбировка, регистрация входит 15- стоимость). С 2021 года повышается стоимость газа по нормативу. Средняя экономия со счетчиком составляет от 1500 -3000 рублей в год. Вам необходимо записаться на установку по тел. <номер>. Газовая служба», что содержит признаки нарушения пункта 20) части 3 статьи 5, пункта 7) статьи 7 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Согласно сведениям, представленным на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, номер телефона +7(3412)90-67-07 принадлежат номерной емкости ПАО «Вымпел-Коммуникации».
В целях и получения информации необходимой для рассмотрения заявления в адрес ПАО «Вымпел-Коммуникации» был направлен запрос информации (исх. ЕС01-17- 04/4477э) о владельце номера телефона +7(3412)90-67-07, указанного в рекламных листовках.
<дата> ПАО «Вымпел-Коммуникации» предоставило письменное пояснение, согласно которому телефонный <номер>(3412)90-67-07 предоставлен Абоненту ФИО2 (адрес регистрации: 426000, <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, 31-85) на основании договора на оказания услуг связи <номер> от <дата> заключенного с Оператором ПАО «Вымпел-Коммуникации». Номер фиксированной сети связи 7(3412)90-67-07 является дополнительным номером абонента и через номер +7(909)060-67-07 выполняется переадресация на <номер>(3412)90-67-07. В соответствии с договором <номер> от <дата> Оператор предоставляет Абоненту свое техническое оборудование в пользование на период оказания услуг для ведения радиотелефонных разговоров, для передачи информации техническими способами.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная информация, распространенная посредством печатной продукции, адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание услуг по установке счетчиков газа), формирование и поддержание интереса к ним, продвижению их на рынке, следовательно, является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 20) части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Согласно пункту 7) статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 90-67-07, может воспользоваться услугами по установке счетчиков газа «Службой газа».
Наименование «Служба газа» в рекламных листовках использовано в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по установке приборов учета газа.
Подпунктом 19.8 пункта 19 Перечня видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата> <номер>, монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ отнесены к опасным видам работ.
В рассматриваемой рекламе содержится информация «Счетчик, документы, пломбировка, регистрация входит в стоимость».
В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа <номер> монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 12.1.1 ФИО7 8.740-2011, указано, что проверку реализаций МИ (методик измерения), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов).
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, специализированной организацией признается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Согласно пункту 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>,
- внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме это, являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (допусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
- внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (допусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В соответствии с пунктом 91 Правил требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническом диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники).
Согласно пункту 6 Правил работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Пунктом 2 Правил установлено, что внутридомовое газовое оборудование включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что установку приборов учета газа может производить только специализированная организация.
Физическим лицам услуги по установке индивидуальных приборов учета газа выполнять запрещено.
<дата> Управление по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике сообщило, что местом регистрации ФИО2 является: <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, 31-207.
Решением Удмуртского УФАС России от <дата> по делу <номер> указанная реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20) части статьи 5, пункта 7) статьи 7 ФЗ «О рекламе». ФИО2 признан рекламодателем, нарушившим требования пункта 20) части 3 статьи 5, пункта 7) статьи 7 ФЗ «О рекламе».
На основании решения от <дата> по делу <номер> ФИО2 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ФИО2 надлежало представить в Удмуртское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания в течение трех рабочих дней со дня его исполнения.
Решение и предписание были направлены по адресу регистрации ФИО2 и на адрес его электронной почты, однако последний уклоняется от получения корреспонденции, ввиду чего предписание в настоящий момент не исполнено.
Более того в адрес Удмуртского УФАС России <дата> поступило повторное обращение ФИО5 о распространении в почтовые ящики жителей <адрес> в <адрес> рекламных листовок аналогичного содержания: «Извещение за март 2022! Согласно Федеральному Закону <номер>, об энергосбережении и обязательной установке счетчиков газа. С целью снижения оплаты за газ, в Вашем доме производится плановая установка счетчиков газа. С 23 марта по 11 апреля. Со счетчиком оплата за газ снизится в 7 раз. По льготной стоимости 2900 руб. (Счетчик, документы, пломбировка, регистрация входит в стоимость. В 2022 году повышается стоимость газа по нормативу. Средняя экономия со счетчиком составляет от 1500 -3000 рублей в год. Запись на установку счетчика, ремонт, замена плит производится по тел. <номер>. Газовая служба».
Таким образом, ФИО2 продолжает распространять рекламу, нарушающую требования ФЗ «О рекламе».
Решение и предписание антимонопольного органа ответчиком не оспорено. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, суд считает требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике к ФИО2 о запрете распространения рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485) к ФИО2 (паспорт серии 94 09 <номер>) о запрете распространения рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе удовлетворить.
Обязать ФИО2 в течение 5 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда прекратить распространение рекламы по установке индивидуальных приборов учета газа, с не соответствующими действительности сведениями об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, с отсутствием специального разрешения (допуска) на осуществление данного вида деятельности.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Судья А.А. Салов