УИД 37RS0010-01-2022-003897-47
Дело № 2-356/23
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 марта 2023 года г. Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего по делу - судьи Тимофеевой Т.А.,
секретаря судебного заседания – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску <адрес> к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о проведении капитального ремонта дорожного покрытия,
установил:
Прокурор Ивановской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, мотивировав его следующими обстоятельствами.
<адрес> в рамках рассмотрения обращения депутата <адрес> Думы ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства сфере безопасности дорожного движения в деятельности Департамента дорожного хозяйства <адрес> (далее по тексту - Департамент). В ходе проверки совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» установлено, что на автомобильной дороге Гаврилов Посад - Лычево имеются продольные и поперечные трещины дорожного покрытия (п 3.17 ГОСТ 32825-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений, введённого в действие Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст). Устранение выявленных дефектов возможно в рамках проведения капитального ремонта дороги. Указанные трещины способствуют снижению прочности дорожной конструкции. Кроме того, на участке указанной автомобильной дороги с 0 км 0 м по 6 км 500 м имеются повреждения дорожного полотна в виде отдельных выбоин, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 «ФИО6 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённого Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст). Размер отдельно взятых выбоин составляет 90 на 95 см, 90 на 135 см. В нарушение п. 3.15 ГОСТ 32825-2014 на автодороге Гаврилов-Посад - Лычево на участке с 0 км 0 м до 6 км 500 м имеются повреждения в виде откалывания асфальтобетона от краев дорожного покрытия с нарушением его целостности. В нарушение п. 3.11 ГОСТ 32825-2014 имеются неровности ямочного ремонта в виде возвышения и углубления ремонтного материала относительно поверхности дорожного покрытия в местах проведения ремонта.
Исходя из этого, ссылаясь на положения приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ №), прокурор (с учетом изменений исковых требований) просил суд возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги "Гаврилов Посад-Лычево" с 0 км 0 м по 6 км 500 м в соответствие с требованиями ФИО6 50597-2017, ГОСТ 32825-2014, ГОСТ 33100-2014, путем проведения капитального ремонта.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме. Полагала, что периодическое проведение работ по ямочному ремонту не привело и не приведет дорогу в надлежащее эксплуатационное состояние, как следствие, это может повлечь неэффективное (нецелевое) использование бюджетных средств. Согласно п.п. а,б, п.2 ч.4 раздела II Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог Приказа № к комплексу работ капитального характера относятся: усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания, перекрытие изношенных цементнобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона; полная замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную. По мнению прокурора, только проведение капитального ремонта позволит привести автодорогу в состояние, обеспечивающее безопасность движения для водителей, а также пешеходов на автодороге Гаврилов Посад-Лычево.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 заявленные требования оспаривала. В письменном отзыве указала, что в настоящее время у ответчика имеется технический отчет по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, составленный ДД.ММ.ГГГГ ООО "Ратория" в соответствии со всеми техническими требованиями, нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом РФ, Приказом №. В экспертном заключении сделан вывод о необходимости назначения ремонтно-восстановительных мероприятий, указанных в техническом отчете "Ведомость назначения видов дорожно-ремонтных работ", а именно - ремонт. В целях приведения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> в нормативно-эксплуатационное состояние на территории <адрес> реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» В план ремонта входят основные трассы, которые обеспечивают связь между районными центрами и доступность к социальным объектам. До выполнения работ по ремонту автомобильной дороги «Гаврилов Посад - Лычево»», на всей протяженности проводится текущий комплекс мероприятий на протяжении всего года (с учетом сезона) в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования <адрес> регионального и межмуниципального значения и сооружений на них. В настоящее время в перспективном плане у Департамента ремонт спорной автомобильной дороги стоит в 2024-2025 г.г. На сегодняшний день у Департамента отсутствует разработанная проектно-сметная документация, в связи с чем, произвести ремонт не представляется возможным. Процедура проведения ремонта состоит из следующих действий: конкурсные процедуры на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые составляют около 2 месяцев, после заключения государственного контракта сам срок на работы по составлению проектной документации, в которую входят в том числе изыскательные работы, далее прохождение государственной экспертизы в соответствии с градостроительным законодательством, и затем конкурсные процедуры на определение подрядчика на выполнение работ по ремонту. Кроме того, необходимо еще учитывать срок на сами работы по ремонту, так как протяженность автомобильной дороги составляет 6,500 км, тот факт, что ремонтные работы проводятся в благоприятную погоду для строительного сезона. Полагала, что указанный истцом срок является не разумным и не достаточным с учетом вышеперечисленных процедур. Также указала, что ведомость среднесуточной интенсивности и состава движения по автомобильной дороге «Гаврилов Посад - Лычево» составляет: всего 316 авт/сут, из них 296 легковых автомашин, 3 автобуса и 7 грузовых автомобилей. Спорная автомобильная дорога ни к каким значимым местам не ведет, острой необходимости в ремонте не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995№-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
Согласно п.п. 6,7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования, регионального или
межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> (далее - Распоряжение №-рп).
В соответствии с п. 46 Распоряжения №-рп автомобильная дорога Гаврилов Посад - Лычево <адрес> является межмуниципальной и находится в ведении Департамента, что ответчиком не оспаривалось.
В ходе проведенной проверки органами прокуратуры совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» установлено, что на автомобильной дороге Гаврилов Посад - Лычево имеются продольные и поперечные трещины дорожного покрытия (п 3.17 ГОСТ 32825-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений, введённого в действие Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст). Устранение выявленных дефектов возможно в рамках проведения капитального ремонта дороги. Указанные трещины способствуют снижению прочности дорожной конструкции.
Кроме того, на участке указанной автомобильной дороги с 0 км 0 м по 6 км 500 м имеются повреждения дорожного полотна в виде отдельных выбоин, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 «ФИО6 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённого Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст). Размер отдельно взятых выбоин составляет 90 на 95 см, 90 на 135 см.
В нарушение п. 3.15 ГОСТ 32825-2014 на автодороге Гаврилов Посад - Лычево на участке с 0 км 0 м до 6 км 500 м имеются повреждения в виде откалывания асфальтобетона от краев дорожного покрытия с нарушением его целостности.
В нарушение п. 3.11 ГОСТ 32825-2014 имеются неровности ямочного ремонта в виде возвышения и углубления ремонтного материала относительно поверхности дорожного покрытия в местах проведения ремонта.
Наличие вышеуказанных недостатков подтверждается материалами гражданского дела и ответчиком по делу не оспаривалось.
В соответствии с п. 1.1 приложения к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>» (далее - Положение) Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <адрес> в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>, региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси. В соответствии с п.п. 2.5, 2.6 Положения задачами Департамента являются, в том числе, оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и сооружений на них, являющихся собственностью <адрес>, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств; обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Статьей 1 Закона № 196-ФЗ в качестве задач определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Вышеуказанные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленного в Законе № 196-ФЗ - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью пешеходов, водителей и пассажиров транспортных средств, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения.
При этом суд не может согласиться с доводами прокурора о необходимости проведения капитального ремонта автомобильной дороги.
В соответствии с представленным стороной ответчика экспертным заключением ООО "Ратория" от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом сделан вывод о несоответствии вышеуказанной автомобильной дороги нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2018 и ФИО6 50597-2017, которая имеет отклонения по показателям: продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличие дефектов покрытия. Оценка степени расхождения между фактическими и нормативными значениями параметров и характеристик конструктивных элементов автомобильной дороги позволила эксперту сделать вывод о необходимости назначения ремонтно-восстановительных мероприятий в виде ремонта ("Ведомость назначения видов дорожно-ремонтных работ").
Суд не находит оснований не доверять указанному экспертному заключению. Данное заключение стороной истца согласно ст. 56 ГПК РФ не оспорено.
Само по себе частое проведение ремонтных работ на вышеуказанной автомобильной дороги основанием для возложения на ответчика обязанности провести капитальный ремонт дороги не является.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат частичному удовлетворению в виде возложения на ответчика обязанности привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги "Гаврилов-Посад-Лычево" с 0 км 0 м по 6 км 500 м в соответствие с техническими требованиями путем проведения ремонта в соответствии с техническим отчетом ООО "РАТОРИЯ" от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Учитывая длительность процедуры исполнения настоящего судебного решения, которая может быть проведена не иначе, как в рамках, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принимая во внимание объем и характер подлежащих выполнению работ, учитывая общественную значимость обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает возможным установить ответчику срок для осуществления ремонтно-восстановительных работ - до ДД.ММ.ГГГГ. Правовых оснований для установления более длительного срока суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Ивановской области - удовлетворить частично.
Возложить на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги "Гаврилов-Посад-Лычево" с 0 км 0 м по 6 км 500 м в соответствие с техническими требованиями путем проведения ремонта в соответствии с техническим отчетом ООО "РАТОРИЯ" от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Тимофеева
Мотивированное решение составлено 9.03.2023