Мировой судья судебного участка №3
Серовского судебного района Свердловской области
Лекомцевой Л.А.
Дело №11-20/2023 (№2-4511/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Серов Свердловской области 11 октября 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Холоденко Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аглиуллиным А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ООО «Компания «РИФЕЙ» к Сиволиной Анастасии Владимировне, Сиволину Павлу Валерьевичу, Шкепелеву Евгению Артуровичу, Шкепелевой Наталье Петровне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
по апелляционной жалобе ответчика Сиволина П.В., поданной на решение мирового судьи судебного участка № 3 Серовского судебного района Свердловской области Лекомцевой Л.А. от 21.11.2022,
с участием ответчика Сиволина П.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Компания «РИФЕЙ» обратилось к мировому судье судебного участка №3 Серовского судебного района Свердловской области с иском о взыскании солидарно с Сиволина П.В., Сиволиной А.В., Шкепелевой Н.П., Шкепелева Е.А. в пользу ООО «Компания «РИФЕЙ» задолженности по оплате коммунальной услуги за период с 01.11.2019 по 31.07.2021 в размере 18 505 рублей 50 копеек, пени за просрочку оплаты, начисленных за период с 11.12.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 23.09.2022 в размере 3 000 рублей 00 копеек, с их последующим начислением на сумму основного долга 18 505 рублей 50 копеек по день фактической оплаты задолженности за каждый день просрочки, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, исходя из ставок, действующих в соответствующие периоды, а также взыскании солидарно с ответчиков расходов по оплате государственной пошлины в размере 936 рублей 63 копейки.
Свои требования истец обосновал тем, что оказывает ответчикам коммунальные услуги по обращению с ТКО. Ответчики, получая услугу, обязательства по оплате не выполняют.
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения.
Ответчик Сиволин П.В. исковые требования в судебном заседании не признал, в иске к нему и Сиволиной А.В. просил отказать, поскольку постановлением администрации Серовского городского округа от 11.02.2022 жилое помещение № в <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу. В сентябре 2013 года они приобрели иное жилое помещение, где в настоящее время проживают и несут расходы по обращению с ТКО. Не согласен со взысканием задолженности солидарно, поскольку о должниках Шкепелевых ему ничего не известно. Взыскание следует производить в пропорциональном порядке.
Ответчики Сиволина А.В.. Шкепелев Е.А. и Шкепелева Н.П. не явились в судебное заседание.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Серовского судебного района Свердловской области от 21.11.2022 исковые требования ООО «Компания «Рифей» удовлетворены. Постановлено взыскать солидарно с ответчиков задолженность по оплате коммунальной услуге за период с 01.11.2019 г. по 31.07.2021 г. в размере 18505,50 руб., пени за просрочку оплаты за период с 11.12.2019 г. по 05.04.2020 г. и с 02.01.2021 г. по 23.09.2022 в размере 3 000 руб. с последующим начислением на сумму основного долга по день фактической оплаты, за каждый день неисполнения денежного обязательства, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 845,17 руб.
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик Сиволин П.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение мирового судьи от 21.11.2022, взыскать с Сиволина П.В., Шкепелевой Н.П., Шкепелева Е.А. задолженность по оплате коммунальной услуги по обращшению с ТКО за период с 01.11.2019 по 31.07.2021 в размере 18 505 рублей 50 копеек, пени за просрочку оплаты в размере 3 000 рублей пропорционально с каждого зарегистрированного по указанному адресу. Обязать ООО «Компания «Рифей» производить начисления по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО по разным лицевым счетам, отдельно по лицевому счету Шкепелевой Н.П., Шкепелеву Е.А. и Сиволину П.В.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что с сентября 2013 г. несмотря на прописку в квартире по адресу: <адрес>2 не проживали, фактически услугой по обращению с ТКО не пользовались. В ООО «Компания «Рифей» была подана информация о фактическом проживании, после чего по адресу: г. <адрес> Металлургов, 1-13 был открыт лицевой счет № на который вносится плата за ТКО. Также на то, что услуга по обращению с ТКО фактически не оказывается надлежащим способом. От <адрес> по Карпинского ближайшая контейнерная площадка расположена на расстоянии более чем 200 метров и расположена в <адрес>.
Возражение на апелляционную жалобу от истца не поступило.
Определением от 06.06.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сиволин К.П.
В судебное заседание представитель истца, ответчики Сиволина А.В., Шкепелева Н.П., Шкепелев Е.А., третье лицо Сиволин К.П. не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены. Вместе с этим, в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Серовского районного суда Свердловской области.
Принимая во внимание, что о дате и времени рассмотрения жалобы стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Ответчик Сиволин П.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, исковые требования не признал, пояснил, что услугой по обращению с ТКО по адресу: <адрес>2 не пользуются с 2013 года. Дом признан аварийным и не пригодным для проживания. Данную услугу оплачивают по адресу: <адрес>, пл. Металлургов. 1 – 13, оплата вносится на лицевой счет 66000151665. Шкепелевы по данному адресу зарегистрированы, но не проживают.
Заслушав ответчика Сиволина П.В., изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом установлено, подтверждается письменными доказательствами о том, что квартира по адресу: <адрес> – 2 находится в муниципальной собственности.
В данном жилом помещении, согласно справке МКУ Центр учета жилья и расчета социальных выплат, зарегистрированы: Сиволин П.В. (наниматель), Сиволина А.В. (супруга), Сивлин К.П., 2004 года рождения (сын) и Сиволин М.П., 2010 года рождения (сын), являющиеся членами одной семьи, а также Шкепелева Н.П., Якупов Р.Ф., Шкепелев Е.А., которые членами семьи Сиволина П.В. не являются.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивает коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункты 3,4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2 ст.432 ГК Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п.2 ст.437 ГК Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в п.п. 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2)).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, и признается заключенным, в том числе, и в случае фактического потребления услуги.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Уполномоченный орган) и региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Компания «Рифей», региональный оператор обязуется обеспечить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО в Северной зоне, указанной в п. 2 настоящего соглашения (п.1.1).
Согласно п. 2 соглашения, Зона деятельности оператора определена в соответствии с Территориальной схемой.
Описание Зоны деятельности Регионального оператора приведено в приложении № к настоящему соглашению.
Согласно Приложению № к соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО в Зону деятельности Регионального оператора ООО «Компания «Рифей» входит Серовский городской округ.
В соответствии с агентским договором №А-15/06/18 от 15.06.2018, заключённым между ООО «Компания «Рифей» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент), последнее приняло на себя обязательство в интересах Принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала в Зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Свердловской области в Северном АПО в части услуги по обращению с ТКО, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, из содержания общего имущества исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27 февраля 2017 г., применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).
В соответствии с пунктом 4(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
На основании п.1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Из требований п.1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (п.2 ст.437 ГК РФ).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п.3 ст.438 ГК РФ).
Таким образом, в силу ст.426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") и Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Из содержания п.8(17) разд.I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г., договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 пункта 148(1)).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (абз. 1 пункта 148(2) Правил N 354).
В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что по смыслу п.3 ст.438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, чтобы лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме. Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО, могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов, оплата услуг регионального оператора по выставляемому счету и т.д.).
Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО) осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным, как для Потребителя (в данном случае ответчиков), так и для Регионального оператора.
Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребители не образовывали ТКО и не пользовались услугами регионального оператора, ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестным фактом является то, что в результате обычной деятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным, поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, направленных на присоединение к публичному договору.
Ответчики зарегистрированы в жилом помещении по вышеуказанному адресу, поэтому по данному адресу им и производятся начисления по оплате услуги по обращению с ТКО.
Доводы ответчика о том, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, не является безусловным основанием для освобождения от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых в отношении такого жилого дома, либо неоказании таких услуг.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Относительно указаний ответчика на отдаленность контейнерной площадки от МКД по <адрес> в <адрес> не могут являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку ответчик не лишен права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления, если считает свои права нарушенными. Доказательств того, что услуга по обращению с ТКО фактически истцом по данному адресу не оказывалась, ответчиком суду не представлено.
В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Ч.2 ст.21 и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Доказательств, подтверждающих заключение ответчиками договоров на утилизацию твердых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, доказательств отсутствия нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, ими суду не представлено. Соответствующим закону способом обращения с твердыми коммунальными отходами является передача накопившихся (образовавшихся) в период жизнедеятельности ответчика твердых коммунальных отходов региональному оператору. Оборот таких отходов должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению потребителя.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
Ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, без нарушения санитарного законодательства, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности семьи, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно п. п. в. п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений - со дня возникновения права собственности на жилое помещение или иного законного права пользования жилым помещением, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п.148(34) Правил предоставления коммунальных услуг). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п.148(36) Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Кроме того, п. 56 (2) названных Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из приведенного обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148 (25) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1156).
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Относительно доводов ответчика о том, что с 2013 года его семья проживает в жилом помещении по адресу: г. <адрес> суд отмечает следующее.
Согласно Выписке из ЕГРН от 21.09.2023 Сиволину П.В. и Сиволиной А.В. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира по адресу: г. Серов пл. Металлургов, 1-13, государственная регистрация права от 23.09.2013.
По данному адресу абоненту Сиволиной А.В., согласно карточке лицевого счета, открыт лицевой счет № по услуге по обращению с ТКО, количество проживающих – 1, производилась оплата с января 2019 года, имеется задолженность на август 2023 – 1 660 руб. 50 коп. и пени 395 руб. 11 коп.
В соответствии с п. 148(34). Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Вместе с тем, в силу пункта 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Указанное положение Правил соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Соответствие закону пункта 148(36) Правил проверено в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 148(36) Правил отказано.
Анализ приведенных норм права говорит о том, что постоянное непроживание собственников в жилом помещении не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах в целях проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения не проживающих в жилом помещении собственников, от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Разрешая заявленные исковые требования ООО "Компания «Рифей", суд исходит из того, что ответчики являются нанимателями и членами семьи нанимателей жилого помещения, ООО "Компания РИФЕЙ" оказывает услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, ответчикам направлялись платежные извещения по оплате услуг по обращению с ТКО, в соответствии с действовавшими объемом оказанной услуги и тарифами в соответствующие периоды; в спорный период ответчики надлежащим образом не выполняли обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, вследствие чего, за ними образовалась задолженность. Доказательств в подтверждение обратного ответчиками не представлено.
Представленный ООО "Компания РИФЕЙ" расчет задолженности по существу ответчиками не оспорен; иного расчета в судебное заседание не представлено; добровольно задолженность по оплате данной услуги не погашена.
Проверив указанный расчет, суд приходит к выводу о том, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчиков в пользу истца, определена ООО "Компания РИФЕЙ" верно.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (ч. 3 ст. 31, ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), относятся к потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
На основании ч.2. ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с приведенным правовым регулированием задолженность подлежит взысканию солидарно с Сиволиной Анастасии Владимировны, Сиволина Павла Валерьевича и солидарно с Шкепелева Евгения Артуровича, Шкепелевой Натальи Петровны.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение мирового судьи подлежит отмене, с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, п. 2 ст.328, 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №3 Серовского судебного района Свердловской области от 21 ноября 2022 года отменить, апелляционную жалобу ответчика Сиволина Павла Валерьевича удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» удовлетворить.
Взыскать с Сиволиной Анастасии Владимировны, Сиволина Павла Валерьевича, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019 г. по 31.07.2021 в размере 10 674 руб. 39 коп., пени с их последующим начислением на сумму основного долга 10 674 руб. 39 коп. по день фактической оплаты задолженности за каждый день просрочки, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, исходя из ставок, действующих в соответствующие периоды.
Взыскать с Шкепелева Евгения Артуровича, Шкепелевой Натальи Петровны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019 г. по 31.07.2021 в размере 7 931 руб. 11 коп., пени с последующим начислением на сумму основного долга 7931 руб. 11 коп. по день фактической оплаты задолженности за каждый день просрочки, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, исходя из ставок, действующих в соответствующие периоды.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2023 года.
Председательствующий Н.А. Холоденко