Дело №2-345/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Уркарах 25 мая 2023 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Абдулкадировой Р.М.,
с участием заявителя - представителя органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» по доверенности - ФИО10,
заинтересованных лиц - ФИО11, ФИО4,
лиц, в интересах которых подано заявление - ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» об установлении факта отсутствия родительского попечения,
у с т а н о в и л:
орган опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» обратился в Кайтагский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними, мотивируя свои требования тем, что несовершеннолетние ФИО2, 2007 года рождения, и ФИО3, 2011 года рождения, остались без родительского попечения в связи со смертью отца и болезнью матери, являющейся инвалидом второй группы.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы МО «<адрес>» опекуном несовершеннолетних назначен их брат ФИО4, 1996 года рождения, уроженец и житель села <адрес> Республики Дагестан.
Утверждает, что несовершеннолетние проживают с ним (опекуном), находятся на его полном иждивении, поскольку мать не может осуществлять за ними надлежащий уход.
Учитывая, что во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними не представляется возможным, а установление данного факта порождает для опекуна юридические последствия - возможность назначения пособий и выплат опекуну, определения социально-правового статуса детей, оставшихся без родительского попечения, просит установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними ФИО16 2007 и 2011 годов рождения соответственно.
В судебном заседании заявитель - представитель органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО10 заявленные требования поддержала, по обстоятельствам дела дала аналогичные изложенным в заявлении пояснения, сообщив, что для установления выплат опекуну требуется решение суда. Кроме того, установление данного факта также необходимо для постановки на учет ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях получения жилья.
Заинтересованное лицо - опекун несовершеннолетних ФИО4 явился, заявление поддерждал по изложенным в нем основаниям.
ФИО11 - мать несовершеннолетних, в судебное заседание явилась, поддержала заявление, просила удовлетворить, пояснила, что страдает почечным заболеванием, ухаживать за детьми не может.
Несовершеннолетние ФИО15, достигшие возраста 12 и 16 лет, в чьих интересах подано заявление, в суд явились, суть поданного заявления им понятна.
Выслушав заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление органа опеки и попечительства подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и иные факты, которые порождают правовые последствия (п.10).
Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются:
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, орган опеки и попечительства в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение социально-правового статуса несовершеннолетних как детей, оставшихся без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Суд находит такое обоснование заявления соответствующим требованиям названного выше закона, поскольку установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, и имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу п.1 ст.10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» выплата денежных средств на содержание ребенка производится опекуну (попечителю) - со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) за период с момента наступления события, в связи с которым ребенок признан сиротой или оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись о заключении брака от этой же даты.
После заключения брака супругам присвоена фамилия мужа.
В совместном браке рождены несовершеннолетние (в настоящее время), в том числе - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 - отец детей скончался, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, матери детей, повторно установлена инвалидность второй группы.
В соответствии с разделом III Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, наиболее сложной из которых является 3 степень.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетних ФИО8 и Маратаустановлена опека, опекуном назначен их брат ФИО4, 1996 года рождения.
Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав абзацем третьим статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации» положения п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание наличие инвалидности второй группы у матери, ее нетрудоспособность, смерть отца, отсутствие надлежащего ухода за несовершеннолетними, суд приходит к выводу, что несовершеннолетние ФИО15, 2007 и 2011 года рождения, остались без попечения родителей.
В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
в связи с болезнью матери ФИО11 и смертью отца ФИО12
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.
Судья Алиханов Р.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.