Судья: Иванова А.И. адм. дело N 33А-6374/2023
(дело № 2а-589/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лёшиной Т.Е.
судей Роменской В.Н., Мыльниковой Н.В.
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 января 2023 года по административному исковому заявлению прокурора г.о. Самара к Администрации г.о. Самара, администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о возложении обязанностей,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия,
установила:
Прокурор г.о. Самара обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга лиц с иском к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №». Проверкой установлено, что на прилегающих территориях к зданиям медицинского учреждения отсутствуют выделенные и обозначенные знаками 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды» места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Просит обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара рассмотреть вопрос о возможности оборудования мест для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
В ходе разбирательства дела прокурор уточнил требования и заменил ответчиков. Просил обязать Администрацию г.о. Самара и Администрацию Промышленного района г.о. Самара организовать парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12 мая 2022 года исковые требования прокурора г. Самары удовлетворены.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 сентября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 мая 2022 года передано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Самарского областного суда от 17 ноября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 мая 2022 года отменено, дело направлено в Ленинский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении определением суда от 01.12.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, в качестве заинтересованных лиц – Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара и Департамент транспорта администрации г.о. Самара.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17 января 2023 года исковое заявление прокурора г. Самары к Администрации Промышленного района г.о. Самара удовлетворено. На администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара возложена обязанность организовать парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019. (т. 2 л.д. 45-48).
В апелляционной жалобе администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований к администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара отказать (т. 2 л.д. 51-54).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного истца прокуратуры г.о. Самара Сергеева Е.С. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №» осуществляет оказание медицинских услуг в зданиях по адресам: <адрес>, и <адрес>
Проверкой, проведенной прокуратурой г.о. Самара в целях проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств установлено, что на прилегающих территориях к указанным зданиям отсутствуют выделенные и обозначенные знаками 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды» места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, пришел к выводу о том, что требования прокурора об организации парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда соответствует требованиям законодательства, фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), а также условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом. Так, на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10% мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №» осуществляет оказание медицинских услуг в зданиях по адресам: <адрес>, и <адрес>
Проверкой установлено, что на прилегающих территориях к указанным зданиям отсутствуют выделенные и обозначенные знаками 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды» места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Согласно п. п. 4.3, 4.4 СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности, досягаемость ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории (п. п. 4.3, 4.4 СП 59.13330.2020).
С этой целью СП 59.13330.2020 предусмотрено обустройство функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других маломобильных групп населения, пандусов или подъемных устройств на входе и внутри здания, доступных входов в здание (сооружение) и дверных проемов необходимой ширины, специальных зон отдыха и ожидания для МГН (п. п. 5.1.1 - 6.5.1).Согласно п. 21 ст.1 Градостроительного кодекса РФ парковочным местом признаётся специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с п.5.7.5, п.5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место», установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.
Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что в силу требований законодательства отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает выполнение требований законодательства по формированию доступной среды для инвалидов, нарушая права и законные интересы указанной категории граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что лицом, ответственным за содержание и благоустройство данной территории, является Администрации Промышленного района г.о. Самара.
В соответствии с п.9 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.21 названного закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 6 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", установлено, что за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по решению которых разграничиваются между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Уставе городского округа Самара приведен перечень вопросов местного значения, закрепленных за администрациями внутригородских районов, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 7.1 названного Устава).
В соответствии с абз. 7 ст. 19 Закона Самарской области от 06 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами, относиться к компетенции администрации внутригородского района городского округа Самара.
В соответствии с пп.3 п.2 ст.26 Закона Самарской области от 06 июля 2015 года N 74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов г.о. Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.
Из Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08 августа 2019 года N 444, следует, что внутриквартальный проезд - объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.09.2014 N 1441 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара" указано, что «автомобильная дорога - проезд по <адрес>» входит к перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара.
Как следует из материалов административного дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №» владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениям на первом этаже МКД, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилыми помещениями на первом этаже МКД, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 57-59).
Согласно акта выездного обследования участков улично-дорожной сети, прилегающих к зданиям ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника №» от 23.03.2022 с приложенными фотоматериалами, актом осмотра участка улично-дорожной сети от 21.02.2021, данных публичной карты г. Самара МКД, расположенные по адресам <адрес> и <адрес>, находятся внутри квартала, подъездные пути к ним осуществляются через внутриквартальные проезды от автомобильной дороги общего пользования <адрес> ( т.1 л.д. 7, 24-25,49-50).
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, адрес, присвоенный МКД с указанием <адрес>, не свидетельствует о расположении данных зданий на автомобильной дороге общего пользования, поскольку оба здания медицинской организации находятся в глубине квартала, дороги общего пользования местного значения к ним не примыкают, окружающая их территория, предназначенная для парковки автомобилей, подпадает под приведённое выше определение внутриквартального проезда.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, надлежащим ответчиком по делу является администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мероприятия по организации и оборудованию парковочных мест для автотранспорта инвалидов по адресам: <адрес> и <адрес>, должны осуществляться администрацией г.о. Самара либо самой организацией системы здравоохранения, не исключают ввиду вышеуказанных положений законодательства и Устава г.о. Самара обязанности администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара по организации парковочных мест, являющихся предметом спора, учитывая то обстоятельство, что вход в здание медицинских учреждений осуществляется по тротуару, прилегающему к внутриквартальному проезду. Доказательств отнесения указанной части дороги к дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара, стороной администрацией Промышленного внутригородского района городского округа Самара ответчика не представлено, как и не представлено доказательств невозможности организации парковки в указанной части дороги в соответствии с требованиями статьи 62 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комплекс мероприятий по установке технических средств организации дорожного движения не относится к вопросам местного значения в сфере благоустройства, администрация Промышленного внутригородского района г. Самара не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с требованиями законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Самарской области от 06 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" к полномочиям администрации г.о. Самара относится установка, замена и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах городского округа.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -