Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2023 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Аравиной Н.А.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административного истца Симонова И.Д.,
представителя Думы городского округа Самара Кузнецова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-130/2023 по административному исковому заявлению Макаровой Анастасии Игоревны к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года № 45, Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182,
У С Т А Н О В ИЛ:
Макарова А.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативных правовых актов с последующим уточнением, просила суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 года № 181 «О внесении изменений в решение Думы городского округа Самары от 20 мата 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары» карта функциональных зон - схема № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» в части установления функциональной зоны – естественного ландшафта на земельном участке с кадастровым номером №; признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы г.о. Самары от 29 декабря 2020 года № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы г.о. Самары от 26.04.2001 года № 61 «Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к зоне природных ландшафтов (Р-3).
Требования мотивированы тем, что Макарова А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №. Земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером №, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером №, который на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 1999 года был изъят из земель лесного фонда и переведен из лесных земель в нелесные для использования его в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для жилищного строительства, используется административным истцом именно для жилищного строительства. Полагает, что Генеральный план г.о. Самары и Правила застройки и землепользования в городе Самары приняты с нарушением действующего законодательства, без учета существующего землепользования земельного участка по назначению с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства; не был достигнут справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Симонов И.Д. поддержал уточненные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель Думы городского округа Самары Кузнецов П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что решением Думы г.о.Самара от 29 декабря 2020 года № 45 внесены изменения в Правила застройки и землепользования в г.Самаре, в соответствии с Картой градостроительного зонирования г.о. Самары, являющейся приложением № 2 к Правилам застройки и землепользования, изменено зонирование земельных участков на зону Р-3 (зона природных ландшафтов). Ранее земельный участок относился к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и в зоне Р-4 «зона особо охраняемых природных территорий». Согласно действующей редакции Генерального плана г.о. Самары в соответствии с решением Думы г.о. Самары от 29 апреля 2022 года № 182, земельный участок отнесен к функциональной зоне - зона лесов. Требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Думы г.о. Самары на принятие оспариваемых решений, форму, вид акта, процедуру их принятия, правила введения в действия, соблюдены. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Поскольку Генеральным планом функциональное назначение зоны установлено как «зона лесов», то внесение изменений в Правила застройки и землепользования, определяющее зону для земельного участка административного истца как «зону природных ландшафтов» не противоречит ГрК РФ. Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
Представители Департамента градостроительства г.о. Самары, Администрация г.о. Самары, Глава городского округа Самары, Правительство Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самары представил письменный отзыв на административный иск, полагая заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддерживая позицию административного ответчика.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 3а-70/2017 по административному иску Громова А.И., выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ, генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.
В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.
Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008, и по процедуре его принятия административным истцом не оспаривается.
Решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года № 181 внесены изменения в Приложение «Положение о территориальном планировании, карты и схем» к Решению Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары», в том числе в схему № 1 «Основной чертеж. Проектное решение.
Решением Думы городского округа Самары от 5 декабря 2019 года № 477 внесены изменения в схему № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Приложения « Положение о территориальном планировании, карты и схемы» к Решению Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары».
Решением Думы городского округа Самары № 182 от 29 апреля 2022 года Приложение к Решению Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары в редакциях от 7 февраля 2012 года № 181, от 6 сентября 2012 года № 252, от 25 июля 2013 года № 350, от 24 апреля 2014 года № 421, от 20 сентября 2016 года № 124, от 6 декабря 2018 года № 368, от 25 апреля 2019 года № 413, от 27 июня 2019 № 440, от 31 октября 2019 года № 461, от 5 декабря 2019 года № 477, от 27 февраля 2020 года № 496, от 30 апреля 2020 года № 519, от 28 мая 2020 года № 535, от 10 сентября 2020 года № 571, от 3 декабря 2020 года № 30, от 28 января 2021 года № 48, от 11 февраля 2021 года № 54, от 25 марта 2021 года № 66, от 27 мая 2021 года № 92, от 19 августа 2021 года № 105, от 13 декабря 2021 года № 152, от 17 февраля 2022 года № 164, изложено в новой редакции согласно Приложению.
Решение Думы городского округа Самары № 182 от 29 апреля 2022 года официально опубликовано в издании "Самарская Газета", N 96(7109), 05.05.2022 года.
Процедура подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самары проведена в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самары от 15 мая 2020 года № 362 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самары, утвержденный Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539", опубликованным в издании «Самарская газета» № 95 (6532) от 16.05.2020 года.
Постановлением Администрации г.о. Самары от 30 июля 2021 года № 538 «О создании согласительной комиссии по согласованию проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара» утверждено Положение о согласительной комиссии и ее состав.
Согласно протоколу от 27 сентября 2021 года № 1, согласительная комиссия приняла решение о согласовании проекта внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.
Проект внесения изменения в Генеральный план опубликован в издании «Самарская газета» от 23 ноября 2021 года № 255(6980).
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара № 821 от 10 ноября 2021 года, опубликованным в «Самарской газете» 13 ноября 2021 года № 247(6972), в период с 13 ноября 2021 года по 16 декабря 2021 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генеральный план опубликовано в издании «Самарская газета» 16 декабря 2021 года № 275 (7000). Заключение было уточнено в целях устранения допущенных по техническим причинам неточностей и уточнение опубликовано в «Самарской газете» 29 декабря 2021 года № 285(7010).
По итогам общественных слушаний принято решение о признании их состоявшимися и направлении Главой городского округа Самары проекта внесения изменений в Генеральный план для рассмотрения Думой.
Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29 апреля 2022 года и приняла единогласно решение № 182.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Решением Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года № 45 внесены изменения в Постановление Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».
Указанное Решение Думы опубликовано в издании «Самарская газета» № 287 (6724) от 31 декабря 2020 года.
Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года № 690 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61», опубликованного в «Самарской газете» 3 сентября 2020 года № 187(6624).
На основании постановления Администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года № 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года.
Постановление о проведении публичных слушаний опубликовано в издании «Самарская газета» 24 сентября 2020 года № 205 (6642).
Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается протоколом от 5 ноября 2020 года.
По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принимать решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.20001 № 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Заключение о публичных слушаниях опубликовано в «Самарской газете» от 10 ноября 2020 года № 243 (6680).
Административным истцом не оспаривается процедура принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Из материалов административного дела следует, что Макарова А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г.Самара, Кировский район, 12 квартал Пригородного лесничества Самарского лесхоза, участок б/н. земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2003 года. На земельном участке отсутствуют какие-либо строения.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года № 45 « О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» располагаются в зоне природных ландшафтов (Р-3).
В первоначальной редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре указанная территория находилась в зоне Ж-1 (зона малоэтажной застройки индивидуальными домами) и в зоне Р-4 (зона особо охраняемых природных территорий).
В соответствии с Картой функциональных зон городского округа Самара, утвержденной Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 ( в редакции Решения Думы городского округа Самары от 29апреля 2022 № 182) земельный участок расположен в зоне лесов.
В соответствии с первоначальной редакцией Генерального плана г.о. Самары, утвержденного Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539, земельный участок располагался в функциональной зоне: «существующие территории малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами с приусадебными участками».
Решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181 указанная территория отнесена к функциональной зоне «существующего естественного ландшафта»,
Решением Думы г.о. Самары от 5 декабря 2019 года № 477 указанная территория также была отнесена к зоне «существующего естественного ландшафта».
Изменение зоны «существующего естественного ландшафта» на «зону лесов» в отношении спорного земельного участка, внесенное в Генеральный план городского округа Самары Решением Думы г.о. Самары от 29 апреля 2022 года № 182, обусловлено необходимостью приведения функциональной зоны в соответствие с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09 января 2018 года № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № 793 раздел XIV.1)».
Внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре обусловлено необходимостью приведения зонирования в отношении спорного земельного участка в соответствие с Генеральным планом городского округа Самара.
Поскольку Генеральным планом городского округа Самары функциональное назначение зоны установлено как «зона лесов», то внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, определяющее для земельного участка с кадастровым номером № зону природных ландшафтов (Р-3), не противоречат ГрК РФ.
Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса публичных и частных интересов.
Генеральный план как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 ГрК РФ) определяет назначение территорий, исходя из планов развития городского округа в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.
Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).
В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами, в частности функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными генеральным планом соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьями 30 ГрК РФ, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка определяется посредством процедуры градостроительного зонирования - установления правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов для территориальных зон.
В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не был учтен вид разрешенного использования земельного участка административного истца, не могут быть приняты во внимание.
То обстоятельство, что земельный участок переведен из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, не служит основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, поскольку факт перевода земель в земли населенных пунктов подтверждает лишь изменение категории земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена, оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с этим суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Макаровой Анастасии Игоревны к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года № 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к зоне природных ландшафтов (Р-3), об оспаривании в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182, в части установления функциональной зоны – естественного ландшафта на земельном участке с кадастровым номером № отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2023 года.
Судья: М.А.Панкова