Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-000556-38
№ 2-906/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.03.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Коробковой Ю.Е.
помощник судьи Питашева А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В., представителя ответчика Вязового Р.П. гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Благова ВВ к департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Советского района г.Томска обратился в суд в защиту прав и законных интересов Благова В.В. с иском к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Благова В.В., в ходе которой установлено, что Благов В.В. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в связи с наличием у него заболевания – /________/. Благову В.В. выдан рецепт от /________/ /________/ на получение лекарственного препарата /________/ Поскольку Благов В.В. указанным лекарственным препаратом по рецепту в установленный срок не обеспечивался, им приобретен лекарственный препарат самостоятельно, просил взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу Благова В.В. денежные средства в размере 838 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата /________/ компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Советского района г.Томска Ведренцева С.В. исковые требования поддержала.
Истец Благов В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области Вязовой Р.П. иск не признал, нуждаемость истца в лекарственных средствах не оспаривал.
Изучив доказательства, определив на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в ст.ст. 2, 20 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.09.2018 N 57-КГ18-13).
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» эпилепсия относится к категориям заболеваний, при которых все лекарственные средства предоставляются бесплатно.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.
Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Департаменту, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств (подп. 18, 35 п. 10 Положения).
Судом установлено, что Благов В.В., /________/ рождения, по жизненным показаниям нуждается в постоянной терапии препаратом «Вальпроевая кислота».
/________/ и /________/ Благов В.В.осмотрен врачом-неврологом, ему выставлен диагноз «генерализованная идиопатическая эпилепсия» и эпилептические синдромы, по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «Вальпроевая кислота», что подтверждается документами об осмотре неврологом ОГАУЗ «Поликлиника № 8» от 04.04.2019, клиник ФГБОУ Минздрава России от 27.08.2021.
ОГАУЗ «Поликлиника № 8» выдан рецепт от 19.12.2022 № 0115006 на получение лекарственного препарата «Вальпроевая кислота» таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой 300 мг, который поставлен на отсроченное обслуживание, что следует из реестра рецептов льготного отпуска.
Лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 2406-р от 12.10.2019.
Из объяснений представителя процессуального истца, содержания искового заявления, письма и.о. главного врача ОГАУЗ «Поликлиника № 8» от 21.03.2023 следует, что Благов В.В. наблюдается в ОГАУЗ «Поликлиника № 8», имеет диагноз - локализованная (фокальная парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с простыми парциальными припадками, нуждается в регулярном приеме лекарственного препарата «Вальпроевая кислота», препарат «Депакин» имеет в своем составе действующее вещество «Вальпроевая кислота».
Согласно п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
При этом п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
В соответствии с пп. 18 п. 10 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 N 56 Департамент здравоохранения осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта либо Федерального бюджета Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения, при этом на орган исполнительной власти субъекта возложена обязанность по контролю за наличием соответствующих лекарственных средств.
Учитывая, что рецепт не обслужен в срок, установленный п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, право Благова В.В. на получение льготного лекарственного препарата нарушено.
Судом установлено, что Благовым В.В. 29.12.2022 и 13.01.2023 вынуждено приобретались 2 упаковки лекарственного препарата торгового наименования /________/ общей стоимостью 838 руб., что подтверждается выпиской из банковского счета на имя Благова В.В., открытого в Банке ВТБ (ПАО).
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что в связи с неосуществлением Департаментом здравоохранения Томской области своевременного контроля за поставкой жизненно важного препарата в нарушение возложенных пп. 18 п. 10 Положения обязанностей, Благов В.В. лишен возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего вынужден приобретать лекарственные препараты за счет собственных средств.
Поскольку в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право Благова В.В. на охрану здоровья, по медицинским показаниям, затраты, которые заявлены истцом в размере 838 руб., подтвержденные выпиской из банковского счета на приобретение лекарственного препарата, подлежат возмещению в полном объеме.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу законов нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ исходит из того, что нарушение неимущественного права Благова В.В. на охрану здоровья ответчиком установлено, считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация в размере 5 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г. Томска в интересах Благова ВВ к департаменту здравоохранения Томской области удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу Благова ВВ денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, в размере 838 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 04.04.2023.