Дело № 2-4534-14
Решение
Именем Российской Федерации
09 декабря 2014 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Чайниковой М.В.,
с участием прокурора Желнина В.А.,
в присутствии истца Марковой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Марковой В.Е. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах истца обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит обязать их предоставить истцу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 25,1 кв.м.
Исковые требования истцом мотивированы тем, что истец является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты площадью 25,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18,3 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: ... Согласно акту межведомственной комиссии № 103 от 01.04.1998, вышеуказанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания граждан. Ссылаясь на нормы ст. ст. 85, 87, ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец требования прокурора поддержала.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ответчик Администрация Дзержинского района г. Перми в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, из письменного отзыва следует, что исковые требования администрация района не признает, поскольку не имеет полномочий по предоставлению на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, не является надлежащим ответчиком по делу.
От третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Заслушав пояснения стороны истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае: если жилое помещение признано не пригодным.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Маркова В.Е., на основании договора социального найма жилого помещения от 12.09.2013 года, является нанимателем жилого помещения, состоящего их одной комнаты, площадью 25,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18,3 кв.м., расположенного квартире № ... в доме № ... по ул....
Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» от 01.10.2014, на регистрационном учете по указанному выше адресу состоит истица.
Из акта обследования жилого дома по адресу: ... на предмет пригодности постоянного проживания от 01.04.1998, утвержденного постановлением Администрации Дзержинского района г.Перми от 01.04.1998 № 103, следует, что жилой дом № ... признан непригодными для постоянного проживания граждан.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 8 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Не пригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносились исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, не пригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
01.04.1998 Администрацией Дзержинского района г.Перми вынесено постановление N 103 об утверждении акта межведомственной комиссии по признанию жилого дома № ... по ул.... непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу на условиях договора социального найма жилое помещение, в установленном порядке признан непригодным для проживания.
Однако до настоящего времени истец не выселен в установленном законом порядке из непригодного для проживания жилого помещения.
Доказательств того, что указанный жилой дом в настоящее время отремонтирован и является пригодным для дальнейшего проживания, суду не представлено.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Судом с достоверностью установлено, что истец занимает жилое помещение по указанному выше адресу на условиях договора социального найма, в связи с чем, у МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми возникает обязанность предоставить ему другое жилье взамен не пригодного для проживания.
Сведений о том, состоит ли истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Совокупность указанных условий дает основание полагать, что вновь предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, т.е. площадь жилого помещения должна быть равнозначной по общей площади, которую он занимает.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат и объемом жилой площади во вновь предоставляемым помещении.
Предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с его непригодностью для проживания должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком по делу является МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, суд соглашается с доводами представителя Администрации Дзержинского района г. Перми о ненадлежащем ответчике и в иске истцу к данному ответчику отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми предоставить Марковой В.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 25,1 кв.м.
В иске прокурору Дзержинского района г. Перми в интересах Марковой В.Е. к Администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить жилое помещение отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.А. Суворова