Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2566/2024 ~ М-1862/2024 от 03.05.2024

Дело № 2-2566/2024

55RS0007-01-2024-003272-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                      06 августа 2024 года

    Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Мотроховой А.А.,

при секретаре судебного заседания Сафьяновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабкина Д.В. к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, ФКУ Военный комиссариат Омской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бабкин Д.В. обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указал, что истец прошел военно-врачебную комиссию и на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии военкомата <адрес> был призван на военную службу в звании рядового, направлен для прохождения военной службы в войсковую часть .

Однако истец был призван на военную службу незаконно, так как имел ряд заболеваний, препятствующих призыву, которые военно-врачебной комиссией Омской области были проигнорированы, и о которых истец сообщал врачам, а именно: <данные изъяты>. Данные заболевания были ещё до призыва зафиксированы в медицинских картах истца в БУЗОО «<данные изъяты>», в БУЗОО «<данные изъяты>».

Мать истца ФИО4 после его призыва направила жалобу в Военную прокуратуру <адрес> с требованием провести дополнительное объективное медицинское обследование истца. Жалоба была направлена для рассмотрения в Военную прокуратуру гарнизона <адрес>. По требованию военной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФГКУ « Минобороны России было проведено медицинское освидетельствование истца, выявлены заболевания <данные изъяты>. В результате заключением ВВК истец был признан ограниченно годным по категории » и приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья согласно <данные изъяты> ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Истцу была выплачена страховая сумма согласно ФЗ №52 в размере 81816 рублей 44 копейки.

Во время военной службы у истца обострились хронические заболевания с болевыми ощущениями, ему в большом количестве давали антибиотики, подрывающие иммунитет, болезненное состояние истца вызывало к нему со стороны сослуживцев унизительное отношение. До сих пор истец находится в болезненном состоянии и вынужден принимать антибиотики. В результате чего истец испытывает физические и нравственные страдания.

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда, причинённого незаконными действиями ответчика, в размере 500000 рублей и судебные расходы в размере 55000 рублей.

Истец Бабкин Д.В., в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще.

Представитель истца по доверенности Баянов А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица военного комиссариата по <адрес> по доверенности Галаганова С.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.99-102).

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще.

Представители третьих лиц УФК по Омской области, Министерства финансов РФ по доверенности Широкова Е.Н., Солодова О.А. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (л.д.78,80).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

На основании ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1171 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с абзацем 3 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ), на родителей (усыновителей), опекунов несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую был помещен под надзор малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, образовательную организацию, медицинскую организацию или иную организацию, обязанную осуществлять надзор за малолетним гражданином, под надзором которых он временно находился, либо на лицо, осуществлявшее надзор над малолетним гражданином на основании договора, - за моральный вред, причиненный малолетним (пункты 1 - 3 статьи 1073 ГК РФ), и др.).

Согласно п.37 названного Постановления Пленума моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно п.3 названной статьи граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В силу абзаца 2 п.2 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 ст. 2).

Согласно п.8 ст.4 рассматриваемого федерального закона медицинские организации обязаны предоставлять в электронном виде органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Указанные сведения органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять в электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, который обеспечивает сбор таких сведений и их передачу в электронном виде в государственный информационный ресурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 22 и подпункте «а» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона), проводится по их заявлению, подаваемому в том числе в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций), или письменному обращению гражданина в военный комиссариат (пункт 1.2 ст. 5.1).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе (пункт 2 ст. 5.1).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 ст.5.1).

В соответствии с п.5.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

В соответствии с подп.«а» п.1 ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 (ред. от 17.04.2024 года) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, определения соответствия требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы или другие войска, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил или других войск за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, граждан, пребывающих (пребывавших) в добровольческих формированиях, с прохождением военной службы, приравненной службы, исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). Порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (пункт 2).

В соответствии с п.3 названного Постановления на военно-врачебную комиссию возлагаются:

а) проведение медицинского освидетельствования (далее - освидетельствование): граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих на приравненную службу; военнослужащих; сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники); граждан, поступающих в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования (далее - военно-учебные заведения); граждан, поступающих в федеральные государственные образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена приравненная служба (далее - учебные заведения); граждан, изъявивших желание в процессе обучения по основной образовательной программе пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации), в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию; граждан, прошедших военную службу; граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе; граждан, прошедших приравненную службу; граждан, призываемых на военные сборы; граждан, проходящих военные сборы; граждан, проходивших военные сборы; членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - члены семей военнослужащих);членов семей сотрудников; граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу; федеральных государственных гражданских служащих; граждан из числа гражданского персонала и членов семей указанных граждан, направляемых для работы в иностранные государства; граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв; граждан, пребывающих в добровольческих формированиях;

д) определение категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы).

В состав врачебно-летных комиссий включаются врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей (пункт 3(1)).

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 предусмотрено, что гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд, а заключения, вынесенные врачебно-летными комиссиями, созданными в органах федеральной службы безопасности, кроме того, в федеральное государственное казенное учреждение «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) или федерального государственного казенного учреждения «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Новое заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью (за исключением заключения о временной негодности к военной службе (приравненной службе), вынесенное до истечения срока действия предыдущего заключения военно-врачебной комиссии, отменяет предыдущее заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью (за исключением заключения вышестоящей военно-врачебной комиссии соответствующего федерального органа исполнительной власти (далее - вышестоящая военно-врачебная комиссия) или заключения военно-врачебной комиссии, утвержденного вышестоящей военно-врачебной комиссией).

Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина до истечения срока действия заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) в вышестоящую военно-врачебную комиссию (вышестоящую врачебно-летную комиссию) или федеральное государственное казенное учреждение "Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), либо по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (вышестоящей врачебно-летной комиссии) или федерального государственного казенного учреждения «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии). При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия (вышестоящая врачебно-летная комиссия) или федеральное государственное казенное учреждение «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», принявшие решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяют ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебной-летной комиссии), а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года №574.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается- на призывную комиссию.

Согласно последнему абзацу п.13.2 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 перед очередным призывом граждан на военную службу до 15 марта (15 сентября) военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) запрашивает сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, указанные в абзаце первом пункта 10 настоящего Положения. Указанный запрос направляется военными комиссариатами муниципальных образований в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Запрашиваемая информация предоставляется в той же форме, в какой был направлен запрос, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению (пункт 15).

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.

Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения №1 к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения №1 к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.

Результаты обследования и освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет (призыве на военную службу) вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания комиссии по постановке граждан на воинский учет (протокол заседания призывной комиссии) и в случаях, установленных настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования (абзац 1 пункта 18(1)).

В случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания (абзац 1 пункта 20).

Согласно положениям пункта 22 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года №565 граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу.

Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, осуществляется врачами-специалистами, выделяемыми по заявке военного комиссара из медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения и включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара из числа врачей-специалистов, включенных в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, назначается врач, руководящий проведением медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу. Число осмотренных граждан за рабочий день одним врачом-специалистом, включенным в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, не должно превышать 100 человек.

Врачи-специалисты, проводившие медицинский осмотр гражданина, призванного на военную службу, в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, учетной карте призывника делают запись о проведении медицинского осмотра гражданина, призванного на военную службу, и заверяют ее своей подписью и личной печатью.

В случае выявления при медицинском осмотре гражданина, призванного на военную службу, увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней и (или) таблицей 1 приложения №1 к настоящему Положению предусматривается изменение категории годности гражданина к военной службе и (или) его показателя предназначения для прохождения военной службы, установленных по результатам освидетельствования гражданина при призыве на военную службу, врач-специалист по соответствующему профилю дополнительно оформляет лист медицинского освидетельствования с обоснованием необходимости проведения данному гражданину повторного освидетельствования, а также делает запись о необходимости проведения повторного освидетельствования в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, учетной карте призывника и заверяет ее своей подписью и личной печатью.

Врач, руководящий проведением медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, на основании заключений врачей-специалистов, проводивших медицинский осмотр гражданина, призванного на военную службу, в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетной карте призывника делает запись о наличии (отсутствии) оснований для проведения гражданину повторного освидетельствования и заверяет ее своей подписью и личной печатью.

Повторное освидетельствование граждан осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 22(2) настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что Бабкин Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был призван на военную службу осенью ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии военкомата <адрес> был призван на военную службу в звании рядового, направлен для прохождения военной службы в войсковую часть .

Впоследствии мать истца ФИО4 обратилась в военную прокуратуру <адрес> с жалобой, в которой просила провести военно-врачебную комиссию и определить степень годности сына к военной службе (л.д.17,18).

В ответ Военной прокуратурой гарнизона <адрес> в адрес ФИО4 сообщено о том, что Бабкин Д.В. по требованию прокурора госпитализирован в ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны России (л.д.19).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ врио командира войсковой части в адрес ФИО4 по прибытию для прохождения службы по призыву с военнослужащими из числа молодого пополнения проводились психологические тестирования и индивидуальные беседы, в результате которых установлено, что Бабкин Д.В. желает проходить военную службу по призыву и имеет положительные результаты <данные изъяты> тестирования - <данные изъяты>. Кроме того, рядовой по призыву Бабкин Д.В. во время прохождения военно-врачебной комиссии на предмет распределения в воинские части соединения скрыл факт о своем лечении у <данные изъяты> по месту жительства, жалоб на <данные изъяты> не предъявлял. В результате обращения с жалобой на своё <данные изъяты> состояние здоровья рядовой по призыву Бабкин Д.В. был направлен <данные изъяты> войсковой части к <данные изъяты> в ФГКУ «<данные изъяты>», где ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения консультации <данные изъяты> каких-либо отклонений в состоянии <данные изъяты> здоровья у рядового по призыву Бабкина Д.В. не выявлено.

В ходе проведённого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ углубленного <данные изъяты> обследования <данные изъяты> войсковой части у рядового по призыву Бабкина Д.В. были выявлены следующие результаты: <данные изъяты>. На основании углубленного <данные изъяты> обследования рядовой по призыву Бабкин Д.В. был включен в группу динамического наблюдения и поставлен на контроль.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения консультации <данные изъяты> ФГКУ «» были выявлены признаки <данные изъяты>, в результате чего поставлен диагноз <данные изъяты>, и назначен повторный приём на ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (дата ответа ДД.ММ.ГГГГ) военнослужащий <данные изъяты> рядовой по призыву Бабкин Д.В. находится в <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» на стационарном прохождении военно-врачебной комиссии с целью вынесения медицинского заключения о пригодности военнослужащего к военной службе (л.д.20).

В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бабкин Д.В. признан ограниченно годным к военной службе (категория В). Нуждается в одном сопровождающем, не медицинском работнике. Необходимо предоставить проезд железнодорожным транспортом от <адрес> до <адрес> (л.д.21).

Согласно свидетельства о болезни, составленного в отношении Бабкина Д.В., освидетельствованного <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны России, истцу поставлены диагнозы: <данные изъяты>

Заключение военно-врачебной комиссии: на основании статьи 17 пункта статьи «б» графы II расписания болезней (приложение №1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565) и Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан - «В - ограниченно годен к военной службе» (л.д.22).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части рядовой Бабкин Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в ВК <адрес>. Сопровождающим поставлен младший сержант к/с ФИО9 (л.д.23).

В связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, АО «Согаз» Бабкину Д.В. была произведена страховая выплата в размере 81816 рублей 44 копейки (л.д.24, 43-59)

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

До призыва на военную службу ДД.ММ.ГГГГ имело место обращение Бабкина Д.В. к <данные изъяты>.

Из консультации <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Бабкина Д.В. обнаружен диагноз – <данные изъяты> (раскрыт с согласия пациента) (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ Бабкину Д.В. было выдано направление на консультацию в <данные изъяты> (л.д.11).

Согласно выписке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Бабкину Д.В. установлен диагноз <данные изъяты> (л.д.12).

В ООО «<данные изъяты>» Бабкину Д.В. по результатом электрокардиографического исследования постановлен диагноз <данные изъяты>, документ даты не имеет (л.д.14).

Согласно выписке из амбулаторной карты <данные изъяты> у Бабкина Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были обнаружены: <данные изъяты> (л.д.15-16).

Из карты профессионального психологического отбора Бабкина Д.В. следует, что истец желает служить (л.д.9).

Из медицинской карты пациента Бабкина Д.В., получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях БУЗОО <данные изъяты>, следует, что первое обращение истца в больницу состоялось ДД.ММ.ГГГГ, поставлен диагноз – <данные изъяты> (F.41.2).

На стационарном лечении в клинике истец не находился, иных обращений не зафиксировано.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля мать истца ФИО4 суду пояснила, что Бабкин Д.В. с детства болел, длительное время ставили уколы антибиотиков. У сына было ожирение. В военкомате ему поставили <данные изъяты>, хотя он весил <данные изъяты>. Расстройство со здоровьем началось за год до службы. <данные изъяты>. После этого свидетель уговорила истца сходить к <данные изъяты>, были назначены препараты. Впоследствии истец обратился в <данные изъяты>. Там ему тоже были прописаны таблетки. Свидетель говорила сыну сообщить об этом в военкомате. В военкомате сказали, что документы не нужны, все равно пойдет служить. В военной части истца также возили к <данные изъяты>, там тоже выписали лекарства. Ему каждое утро давали по 1 таблетке. <данные изъяты>. В итоге военная прокуратура провела проверку и сказала, что сын не должен был попасть в армию вообще. С того момента, как он вернулся из армии, ему поставили <данные изъяты>. В настоящее время сын <данные изъяты>. Из-за этого свидетель не может выйти на работу. В период прохождения военной службы истец также принимал препараты, сам их покупал. По прибытии в г.Омск было написано заявление о страховой выплате. При призыве на военную службу в военкомате истец из <данные изъяты> документы не предъявлял. При обращении в военную прокуратуру свидетель прикладывала документы из <данные изъяты>.

Из ответа ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны России в адрес суда следует, что военнослужащий по призыву войсковой части рядовой Бабкин Д.В. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> Минобороны России Минобороны России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> (л.д.66-67, 85-88).

Согласно учетной карточке призывника (л.д.103-128) Бабкина Д.В. <данные изъяты>, как и врачами иных специальностей, сделано заключение «здоров». В листе изучения призывника отражено желание служить по контракту. <данные изъяты>.

Согласно листу медицинского освидетельствования Бабкин Д.В. какие-либо жалобы не предъявил, постановлен диагноз: <данные изъяты>.

Кроме того, в личном деле имеется запрос военного комиссариата <данные изъяты> в БУЗОО «<данные изъяты>» о предоставлении списков лиц мужского пола ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, проживающих на территории <данные изъяты>, получающих или получивших <данные изъяты>, в отношении которых было установлено диспансерное наблюдение, снято диспансерное наблюдение, оказана консультативно-лечебная помощь, оказана <данные изъяты> в условиях стационара (л.д.123).

ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «<данные изъяты>» в военкомат направлены списки лиц мужского пола с указанием диагноза, среди которых Бабкин Д.В. не значится.

Согласно пунктом 1 Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации (далее – Требования) настоящий документ включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе следующих категорий граждан: I графа - граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, граждане, не прошедшие военную службу или прошедшие военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в графе III), поступающие на военную службу по контракту на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в мобилизационный людской резерв, в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования (далее - военно-учебные заведения), военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и поступающие в военно-учебные заведения или на военную службу по контракту на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, граждане, изъявившие желание пройти и проходящие военную подготовку в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации), в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, в том числе граждан, подлежащих направлению на учебные сборы (стажировки), граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не прошедшие военную службу (прошедшие военную службу по призыву), при призыве их на военные сборы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве).

В соответствии с пунктом 2 Требований в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

В случае если заболевание органа или системы органов приводит к нарушению функции другого органа или системы органов, экспертное заключение о категории годности к военной службе выносится по соответствующим статьям расписания болезней (пункт 3).

В расписании болезней применяются следующие сокращения: ИНД - категория годности к военной службе определяется индивидуально; А-2, Б-2 (3, 4) - показатель предназначения для прохождения военной службы (пункт 4).

В соответствии со ст.13 графы I Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) пониженное питание, алиментарное ожирение II степени является основанием для определения категории годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); алиментарное ожирение I степени– категория А-2 (годен к военной службе).

Согласно ст.49 (в) Расписания болезней гнойные синуситы с редкими обострениями; негнойные синуситы; болезни полости носа, носоглотки со стойким затруднением носового дыхания и стойким нарушением барофункции околоносовых пазух; хронический декомпенсированный тонзиллит, хронический атрофический, гипертрофический, гранулезный фарингит (назофарингит); аллергические риниты, требующие лечения топическими кортикостероидами отнесены к группе годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).

Искривление носовой перегородки, нестойкие субатрофические явления слизистой верхних дыхательных путей при свободном носовом дыхании, пристеночное утолщение слизистой верхнечелюстных пазух, если при диагностической пункции не получено гноя или транссудата и сохранена проходимость устья верхнечелюстной пазухи, а также остаточные явления после операции на верхнечелюстных пазухах (линейный рубец переходной складки преддверья рта, соустье оперированной пазухи с носовой полостью или вуаль на рентгенограмме), наличие кист верхнечелюстных пазух без нарушения их барофункции не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы и поступлению в военно-учебные заведения.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент призыва на военную службу призывная комиссия военкомата не располагала сведениями о наличии у Бабкина Д.В. каких-либо заболеваний, в частности <данные изъяты>, являющегося основанием для освобождения от призыва на военную службу. Как следует из личного дела призывника, жалобы на свое <данные изъяты> истец не предъявлял, в списках лиц, наблюдавшихся в БУЗОО «<данные изъяты>», Бабкин Д.В. поименован не был, документы о постановке диагноза <данные изъяты> об обращении в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Бабкин Д.В. не предоставил, аналогичные пояснения дала свидетель ФИО4 в судебном заседании.

При обследовании ДД.ММ.ГГГГ Бабкина Д.В. <данные изъяты> воинской части, в которой он проходил военную службу по призыву, каких-либо отклонений в состоянии <данные изъяты> у рядового по призыву Бабкина Д.В. не выявлено.

Впервые симптомы <данные изъяты> обнаружены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диагноз <данные изъяты> постановлен истцу ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заключения военной комиссии, заболевание «<данные изъяты> явившееся основанием для признания истца ограниченно годным к военной службе, приобретено истцом в период прохождения военной службы.

Учитывая, что имевшиеся у истца к моменту призыва на военную службу заболевания, такие как <данные изъяты> не являются основанием для освобождения от прохождения военной службы по призыву в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565, то категория годности Бабкину Д.В. была определена верно, решение о призыве на военную службу вынесено правомерно.

При этом сведений о наличии у истца такого заболевания как <данные изъяты> на момент призыва на военную службу, либо незадолго до этого в материалах дела не имеется. Данное заболевание было диагностировано у истца в ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из амбулаторной карты <данные изъяты>», однако наличие данного заболевания у истца в ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено. Вместе с тем, данное заболевание также не включено в перечень заболеваний, являющихся основанием для освобождения от призыва на военную службу.

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии с названным Положением о военно-врачебной экспертизе истец имел право обжаловать решение призывной комиссии, в том числе в судебном порядке, заявить о необходимости провести независимую экспертизу, однако таких действий Бабкиным Д.В. предпринято не было, что свидетельствует о его согласии с вынесенным решением, а желание служить связано с его действительной волей.

Таким образом, истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда действиями ответчиков, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бабкина Д.В. к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, ФКУ Военный комиссариат Омской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                 А.А. Мотрохова

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2024 года

2-2566/2024 ~ М-1862/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабкин Данила Витальевич
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Омской области
Министерство обороны РФ
Другие
УФК по Омской области
Министерство финансов РФ
Военный комиссариат по ЛАО и ОАО г.Омска
Баянов Андрей Яковлевич
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Мотрохова Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Подготовка дела (собеседование)
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее