Дело № 2-496/2021 02 февраля 2021 года
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.О.
при секретаре Калининой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» к Беляковой Т. В. о признании недействительным (ничтожным) договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
У С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго» обратилось в суд с иском к Беляковой Т.В. о признании недействительным (ничтожным) договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ № №
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ПАО «Ленэнерго» (сетевая организация) и Беляковой Т.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ № №
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 1 которой предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в «Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №.
Согласно п.3 Правил ТП сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологического присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Учитывая требования действующего законодательства и публичный характер договора об осуществлении технологического присоединения, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен Договор, согласно которому сетевая организация обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома заявителя, расположенного по адресу: <адрес>, условный №, а ответчик - оплатить технологическое присоединение в порядке и на условиях, предусмотренных договором и выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ своего участка, предусмотренных техническими условиями к договору.
Согласно п.1 Договора технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4кВ в пределах заявленной мощности потребления 15 кВт по третьей категории надежности. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно п. 5 Договора составляет 6 месяцев с даты заключения Договора.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года.
Размер платы за технологическое присоединение определен в п. 10 Договора и составляет 550 рублей.
В ходе обследования территории и выезда на место было установлено, что объект ответчика имеет технологическое присоединение к электрическим сетям «Рыбацкая деревня».
Данный довод подтверждается Актом осмотра ПАО «Ленэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчика направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о намерениях истца расторгнуть договор, ответа от ответчика так и не поступило.
При подаче заявки на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <адрес>, условный №, ответчиком был скрыт факт технологического присоединения к электрическим сетям «Рыбацкая деревня», ответчик не указал на наличие на объекте существующей мощности, хотя указать при подаче заявки достоверные сведения и приложить соответствующие документы в соответствии с требованиями пунктов 9,10 Правил ТП - обязанность ответчика.
Поскольку ответчиком подана заявка на присоединение новой мощности (без указания существующей), истец не мог знать о наличии технологического присоединения объекта ответчика, поскольку проверять достоверность при рассмотрении заявки истец не обязан, а добросовестность сторон при заключении договора презюмируется.
После заключения договора установлен факт наличия постоянного электроснабжения и, соответственно, факт осуществления надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика к объектам электросетевого хозяйства «Рыбацкая деревня».
Таким образом, договор между истцом и ответчиком заключен в нарушение установленных норм и правил, предусмотренных для заключения публичного договора об осуществлении технологического присоединения. Учитывая, что объект ответчика присоединен к электрическим сетям, энергоснабжен, а в силу ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение носит однократный характер, то повторное технологическое присоединение не требуется. Исполнение указанного договора противоречит ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Представитель истца Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик Белякова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. Сведения о времени и месте слушания дела направлены ответчику по известному месту жительства, однако, судебные извещения по месту регистрации не были получены ответчиком в связи с ее уклонением от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения.
С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и п.п. 67-68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд полагает, что ответчик, уклонившись от получения судебного извещения, несет риск неполучения поступившей ей корреспонденции, а соответственно, судебное извещение считается доставленным, а ответчик извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и неявившейся в суд по неуважительной причине.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Суд, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Однократность технологического присоединения закреплена в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 указанных Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
По смыслу указанного пункта Правил возможность увеличения мощности энергопринимающих устройств относится к урегулированию уже существующих правоотношений между заявителем, в отношении которого ранее было осуществлено технологическое присоединение, и соответствующим гарантирующим поставщиком.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома заявителя, расположенного по адресу: <адрес>, условный №, а ответчик - оплатить технологическое присоединение в порядке и на условиях, предусмотренных договором и выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ своего участка, предусмотренных техническими условиями к договору.
Согласно п.1 Договора технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ в пределах заявленной мощности потребления 15 кВт по третьей категории надежности. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно п. 5 Договора составляет 6 месяцев с даты заключения Договора.
Размер платы за технологическое присоединение определен в п. 10 Договора и составляет 550 рублей.
В ходе обследования территории и выезда на место истцом было установлено, что объект ответчика имеет технологическое присоединение к электрическим сетям «Рыбацкая деревня», что подтверждается Актом осмотра (обследования) объекта, составленного старшим мастером Лужского РЭС ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, после заключения между сторонами договора установлен факт наличия постоянного электроснабжения и осуществления надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика к объектам электросетевого хозяйства «Рыбацкая деревня». В связи с чем истцом в адрес ответчика были направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о намерениях передать на рассмотрение суда требование о признании заключенного договора недействительным, ответа на которые не последовало.
Учитывая, что жилой дом, принадлежащий ответчику, имеет фактическое подключение к сетям электроснабжения «Рыбацкая деревня», ПАО «Ленэнерго» не имело право повторно заключать с ответчиком договор на технологическое присоединение одного и того же объекта к электрическим сетям, в связи с чем имеются основания для признания заключенного договора недействительным.
Исполнение указанного договора противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
На основании ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенный между Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» и Беляковой Т. В..
Взыскать с Беляковой Т. В. в пользу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.О. Яковлева