УИД 61RS0043-01-2023-000553-83
№ 2-539/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«31» июля 2023 г. ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Ивановой Л.А., с участием помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежного В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Селивановского сельского поселения» об обязании устранить нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в Морозовский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Селивановское сельское поселение», которым просит суд обязать ответчика создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
В судебном заседании помощник прокурора Безденежный В.П. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Глава Администрации МО «Селивановское сельское поселение» Крижановская Е.В. в судебное заявление не явилась, представила заявление, которым не возражала против удовлетворения исковых требований, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда на 1 год, рассмотреть дело в её отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ознакомившись с доводами искового заявления, изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно подпункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-30 «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений пунктов «а, в, г, д, з» части 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как указано в пункте 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 3 части 1, части 2 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Положениями статьи 95 ЖК РФ прямо не предусмотрено предоставление жилых помещений маневренного фонда лицам, проживающим в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, вместе с тем обеспечение указанных лиц жилыми помещениями маневренного фонда при отсутствии у органа местного самоуправления возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма, действующим законодательством не исключается.
Проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом установлено, что прокурором района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что на территории Селивановского сельского поселения органами местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для данных целей, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
В целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района главе администрации сельского поселения 25.10.2022 внесено преставление, которое рассмотрено, удовлетворено, но до настоящего времени маневренный жилой фонд на территории сельского поселения не создан, нарушения требований федерального законодательства не устранены.
Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает необходимым исковые требования прокурора Милютинского района Ростовской области удовлетворить.
В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральнымзаконом.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения ответчика, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2023.
░░░░░