УИД: 59RS0004-01-2024-002119-40
Дело №2-2145/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.07.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Сероваевой Т.Т., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д., с участием прокурора ФИО3 представителя истца ФИО6, действующего на основании ордера, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми о взыскании выкупной цены жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение в размере <данные изъяты> (том 2 л.д. 47). Требования мотивированы тем, что является собственником комнаты площадью 28,5 кв.м., в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <Адрес>. Истец зарегистрирован и постоянно проживает в указанном жилом помещении, иных помещений в собственности не имеет. Согласно техническому отчету №-ТОООО Ремонтно-строительно-монтажного предприятия «Энергетик», составленного по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, на момент обследования срок эксплуатации здания составил 62 года, в связи с износом произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций. Жилые помещения, состояние которых угрожает безопасности граждан из-за угрозы обрушения строительных конструкций, отнесены к категории аварийных, характеризующихся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих и ограждающих конструкций, могут вызвать потерю устойчивости здания и представляют опасность для жизни проживающих. Приведение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям, нецелесообразно и не представляется возможным, так как основные несущие и ограждающие конструкции находятся в аварийном состоянии. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр жилых помещений, признанных непригодным для проживания граждан и аварийных многоквартирных домов. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения граждан, проживающих в аварийном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № срок расселения указанного многоквартирного дома изменен до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным, как не отвечающее требованиям разумности, допускается дальнейшая возможность проживания жильцов дома в условиях, угождающих жизни и здоровью граждан, что является недопустимым при существующей угрозе обрушения дома. Необходимо отметить, что к настоящему времени в указанном доме объявлена чрезвычайная ситуация, все жильцы эвакуированы, дом расселяется в судебном и внесудебном порядке. Истец другого жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, в браке не состоит, фактически остался без жилья. Пава истца не могут умаляться и ставиться в зависимость от того, расселяется ли дом по программе, либо истец вынужден обращаться в суд с соответствующим заявлением о выкупе жилого помещения в связи с бездействием администрации г. Перми, выразившихся в не принятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный дом требует немедленного расселения, и только бездействие администрации г. Перми, а по сути ее незаконные действия, стали причиной обращения истца с настоящим исковым заявлением. При определении размера выкупной цены необходимо основываться на региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда на территории <Адрес> на 2019-2023 годы, утвержденной Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, поскольку дом по адресу: <Адрес>, по всем критериям соответствует названному постановлению, и более того, с учетом технического износа, аварийности, дожжен был войти в программу по расселению в обязательном порядке.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором настаивал на исковых требованиях.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточненного искового заявления, пояснил, что другого жилого помещения у истца нет, он проживает где придется, поскольку проживание в аварийном доме представляет угрозу жизни и здоровью истца, дом фактически расселен.
Представитель ответчика администрации г. Перми и третьего лица Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежавшим образом. Ранее представила в суд письменные возражения относительно заявленных требований, а также заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила вынести решение в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и заключением судебной экспертизы (том 1 л.д. 113-114, том 2 л.д. 52).
Прокурор дал заключение о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу права собственников в таком доме подлежат защите в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Положениями части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством, что предусмотрено частью 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Согласно разъяснениям пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната, площадью 28,5 кв.м. в двухкомнатной квартире, по адресу: <Адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 13).
Указанное жилое помещение принадлежит истцу на основании решения Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи доли в комнате от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 9-10, 11, 12, 13).
Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО1 зарегистрирован в квартире по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 88), иных жилых помещений на праве собственности не имеет, зарегистрирован в аварийном жилом помещении (том 2 л.д. 75).
Согласно техническому паспорту на домовладение № по <Адрес> представляет собой 2-х этажный жилой <Адрес> года постройки, состоящий из 8 квартир (том 1 л.д. 94 оборот-101).
По результатам обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: <Адрес> составлен техническое заключение ООО «Ремонтно-строительно-монтажное предприятие «Энергетик» из выводов которого следует, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного состояния: Жилые помещения, состояние которых угрожает безопасности граждан из-за угрозы обрушения строительных конструкций (грунты основания, стены, перекрытия, стропильная система), отнесенные к категории аварийных, характеризующиеся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих и ограждающих конструкций, могут вызвать потерю устойчивости здания и представляют опасность для жизни проживающих. (том 1 л.д. 18-31, 62-86).
Заключением межведомственной комиссии принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу <Адрес>,2,3,4,5,6,7,8) аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. л.д. 14-15,59,108-109).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан многоквартирный <Адрес> аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений предложено освободить занимаемые жилые помещения и снести жилой дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда: направить в администрацию поселка Новые Ляды копию настоящего распоряжения, принять меры по отселению граждан, проживающих в доме, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (том 1 л.д. 17, 110).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в пункт 3.2 распоряжения начальника жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» «п. 3.2 принять меры по отселению граждан, проживающих в доме, указанном в пункте 1, настоящего распоряжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.» (том 1 л.д. 16, 111), данный пункт признан незаконным решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом адресу <Адрес>.
Распоряжением об изъятии жилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии комнаты в <Адрес> площадью <данные изъяты>
Таким образом, на день рассмотрения дела установлены обстоятельства, свидетельствующие о безусловном основании для выплаты истцу возмещения за изъятое аварийное жилье.
Разрешая исковые требования о размере выкупной стоимости, подлежащей взысканию в пользу истца, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания справки ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в правовой части инвентарного дела отсутствуют сведения о приватизации жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 93 оборот, 94).
Согласно копии технического паспорта на домовладение, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, 1954 года постройки. Сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют (том 1 л.д. 94 оборот-101).
Определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Оценка-Консалтинг» ФИО4 (том 1 л.д. 155-156).
При разрешении вопроса о размере возмещения суд полагает необходимым принять за основу отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный экспертом ООО «Оценка-Консалтинг» ФИО4, поскольку эксперт обладает необходимой квалификацией, им даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Заключение является актуальным, с учетом изменений, которые происходят в стоимости жилых помещений, определены все параметры, предусмотренные частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что рыночная стоимость объекта оценки составляет <данные изъяты>, убытки, причиненные собственникам жилого помещения при его изъятии – <данные изъяты>, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – <данные изъяты> (том 1 л.д. 173-250, том 2 л.д. 1-44).
При этом экспертом указано, что площадь земельного участка для объекта оценки превышает нормативную площадь на 35,46 кв.м., для оцениваемого жилого помещения имеются «излишки» (том 1 л.д. 189).
При определении рыночной стоимости жилого помещения, эксперт использует сравнительный метод оценки, выбрав четыре аналога (объекта сравнения), для каждого из которых рассчитал весовой коэффициент. На момент проведения оценки, объекты – аналоги, подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимым по своим основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекты с объектом оценки. Рассчитывая стоимость 1 кв.м. земельного участка составляет <данные изъяты>, тогда стоимость «излишков» составляет округленно 1 476x 35,46=<данные изъяты> Далее эксперт определяет рыночную стоимость объекта учетом сверхнормативной площади земельного участка - <данные изъяты> (том 1 л.д. 243,244).
В состав убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения вошли: убытки, связанные переездом – <данные изъяты>; убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (риэлтерские услуги) – <данные изъяты>, убытки, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение – <данные изъяты>, итого <данные изъяты> (том 1 л.д. 246).
Эксперт приходит к выводу, что многоквартирный дом на дату первой приватизации жилого помещения в доме (ДД.ММ.ГГГГ) нуждался в капитальном ремонте и не был проведен (том 1 л.д. 249).
Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.
В соответствии с заключением в зависимости от долговечности основных несущих конструкций жилой дом относится к V группе капитальности, 1954 года постройки, капитальный ремонт здания не проводился, показатель износа 50% что свидетельствует о необходимости выборочного капитального ремонта. Срок для которого определена компенсация за непроизведенный капитальный ремонт 1998-1954 = 44 года. Эксперт производит расчет величины компенсации на дату оценки, приходит к выводу, что величина компенсации составляет <данные изъяты> (том 1 л.д. 249, том 2 л.д. 3,4).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возмещение за жилое помещение с учетом убытков, причиняемых изъятием жилого помещения, в том числе компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, в размере <данные изъяты>, из которых рыночная стоимость квартиры составляет <данные изъяты>, убытки, причиненные собственнику жилого помещения при его изъятии – <данные изъяты>, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – <данные изъяты>
Поскольку взыскание с ответчика в пользу истцов возмещения за жилое помещение влечет прекращение права собственности истца на это жилое помещение и возникновение права собственности муниципального образования «<Адрес>» на данное жилое помещение после выплаты ответчиком истцом за это жилое помещение указанной суммы возмещения, решение суда будет являться основанием для внесения соответствующих записей в Единого государственного реестра недвижимости.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить, взыскать с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г. Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635) возмещение в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 5721 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <Адрес>) в сумме <данные изъяты> за принадлежащие ему на праве собственности на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, площадью 28,5 кв.м., по адресу: <Адрес>, кадастровый №, с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, с учетом убытков, возникающих при изъятии жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Решение суда после выплаты возмещения является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, площадью 28,5 кв.м., по адресу: <Адрес>, кадастровый №, и возникновения права муниципальной собственности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Сероваева Т.Т.
<данные изъяты>