Дело № 2-2923/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2023 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области под председательством судьи Панфиловой Е.С.,
при секретаре Клименко В.М.,
при участии истца Шнайдер В.П., ответчика Самсонова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнайдер В.П. к Самсонову В.В., Самсонову Д.В., Самсонову Н.П. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шнайдер В.П. обратилась в суд с иском к Самсонову В.В., Самсонову Д.В., Самсонову Н.П. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования указав, что 26 декабря 2012 года умерла ее мать ФИО3., после смерти которой осталось наследственное имущество, в состав которого вошли жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; а также 82/100 доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Наследство после смерти ФИО3 фактически принял, но не оформил в установленном порядке ее сын Д.В. ( брат истца), который умер ДД.ММ.ГГГГ года. Наследниками первой очереди после смерти Д.В. являются Самсонов Д.В. и Самсонов В.В., которые в установленном порядке своих наследственных прав не оформляли, фактически наследство не приняли. Истец после смерти Д.В. фактически приняла наследство, вступив во владение наследственным имуществом, погасила задолженность по оплате коммунальных платежей, пользуется придомовым участком для высаживания растений.
Просит суд установить факт принятия наследства ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ года, после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ года. Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, следующее имущество: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Признать Самсонова В.П., Самсонова Д.В. не принявшими наследство после смерти ФИО2., умершего ДД.ММ.ГГГГ года. Установить факт принятия Шнайдер В.П. наследства после смерти ФИО2., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, и признать за ней право собственности на вышеуказанное имущество.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Самсонов Н.П.
Истец Шнайдер В.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Ответчик Самсонов Н.П. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Ответчики Самсонов Д.В., Самсонов В.В. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменных заявлениях, удостоверенных нотариусом, ответчик Самсонов В.В. и ответчик Самсонов Д.В., указали, что ими пропущен срок для принятия наследства после смерти отца ФИО2., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, фактически в управление наследственным имуществом они не вступали, и за восстановлением срока для принятия наследства обращаться не намерены.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных сторонами доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является наследником после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону. Наследство, на которое выданы свидетельства, состоит из:
земельной доли в АО «Бродецкое» Оренбургского района Оренбургской области, площадью 22,9 га сельхозугодий, с оценкой 390 баллогектаров, №4/1, с ограничениями и обременениями, приведенными в свидетельстве серии №, выданном АО «Бродецкое», принадлежащей по праву общей долевой собственности наследодателю на основании Свидетельства на право собственности на землю серии №, выданного комземресурсами Оренбургского района 03 августа 1994 года, регистрационная запись №204 от 01 августа 1994 года, согласно распоряжению администрации Оренбургского района от 25 мая 1994 года №623-р;
жилого дома, расположенного по адресу: с. <адрес>, принадлежащего наследодателю на основании справки, выданной администрацией МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области 28 мая 2010 года №14;
земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 630 кв.м., предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях поселений, принадлежащего наследодателю на основании свидетельства о праве собственности на землю №29. Выданного администрацией Бродецкого сельсовета Оренбургского района Оренбургской области 27 февраля 1993 года, согласно распоряжению администрации №9 от 02 сентября 1992 года.
Кроме того, Самсоновой Г.Н. на праве собственности принадлежит 82/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: Оренбургская <адрес> и 54/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Наследственного дела после смерти ФИО3. не заводилось.
Согласно справки, выданной администрацией МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на день смерти ДД.ММ.ГГГГ года, проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Совместно с ней на день смерти по вышеуказанному адресу проживал и был зарегистрирован по месту жительства ее сын - В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Свидетельством о рождении подтверждается, что родителями В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО3.
Актовой записью о рождении №8 от 08 марта 1965 года, а так же свидетельством о рождении подтверждается, что родителями Самсоновой В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО3.
Между Самсоновой В.П. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года заключен брак, с присвоением фамилии мужу «Шнайдер», жене «Шнайдер» (свидетельство о браке №).
Таким образом из материалов дела следует, что истец Шнайдер В.П. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются родными братом и сестрой.
В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.
Из справки, выданной администрацией МО Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области следует, что умерший ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на день смерти ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован и проживал один по месту жительства по адресу: <адрес>
13 ноября 2022 года нотариусом Тюриной Ю.А., зарегистрированы заявления Самсонова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года, и Самсонова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которым они подтверждают, что им известно об открытии наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ года отца Самсонова В.П., а так же, что ими пропущен срок для принятия наследства.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6., пояснила, что является супругой Самсонова В.В., который является сыном ФИО3, умершей 10 лет назад. На момент смерти с ФИО3 проживал ее сын В.В., который умер ДД.ММ.ГГГГ года. На момент смерти В.В. проживал один. После смерти В.В. вещи никто не брал, а коммунальные услуги оплачивала В. Шнайдер, которая также стала следить за содержанием его дома.
Из показаний свидетеля ФИО1., следует, что она проживает в одном селе со Шнайдер В.П. У В. есть братья Н.П. и Д.В.. На момент смерти ФИО3 проживала с сыном Д.В., а после ее смерти Д.В. проживал один, поддерживал отношения со своими детьми, которые проживали с матерью. После смерти Д.В. за домом ухаживает Шнайдер В.П., огород сажает. Дети Д.В. за его домом не следят и в нем не проживают.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно статьям 1142, 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследниками второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, осуществление оплаты коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.4 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт принятия наследства в соответствии с п. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает суд.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Шнайдер В.П., являясь наследником второй очереди ее брата Д.В. фактически вступила во владение наследственным имуществом после его смерти, при этом Д.В.. при жизни фактически принял наследство открывшееся после смерти его матери ФИО3., иных наследников принявших наследство судом не установлено, и учитывая тот факт, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е ШИ Л:
исковое заявление Шнайдер В.П, - удовлетворить.
Установить, что Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ года в городе Оренбург, фактически принял наследство открывшееся после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года в селе Бродецкое Оренбургского района Оренбургской области.
Включить в состав наследственной массы после смерти Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, следующее имущество:
жилой дом и земельный участок площадью 630 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>;
82/100 доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>;
54/1000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Установить, что Шнайдер В.П,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, фактически приняла наследство открывшееся после смерти Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года в городе Оренбург.
Признать за Шнайдер В.П,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования на:
жилой дом и земельный участок площадью 630 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>;
82/100 доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>;
54/1000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.С. Панфилова
В окончательной форме решение изготовлено 16 января 2023 года.