Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2892/2023 ~ М-2412/2023 от 21.08.2023

Дело № 2-2892/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2023 года     город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Дзюба В.Г.

при секретаре судебного заседания Синцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плетневой Елены Васильевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о возложении обязанности заключить договор социального найма,

установил:

Плетнева Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о возложении обязанности заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с 04.04.2001 по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. , кадастровый . Истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако 22.03.2023 в заключение договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, Плетнева Е.В. просила суд возложить обязанность на Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.09.2023 привлечены в качестве третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда".

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.10.2023 привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города".

        Истец Плетнева Елена Васильевна в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила суд рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 96). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 151). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет почтового отправления с отметкой о вручении почтового извещения (л.д. 148). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 149,153). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города" в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 152). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Из представленного письменного отзыва следует, что в настоящее время помещения находятся в собственности города Севастополя, статуса специализированного (служебного) жилого фонда не имеют, находится в пользовании жильцов на условиях договора социального найма. Требования статьи 62 ЖК РФ предусматривают, что предметом договора социального найма должно быть только жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Заключение договора социального найма по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 135-136).

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. , зарегистрирована Плетнева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. оборот 53).

Плетнева Е.В. занимает комнату в <адрес> в <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО8 (ФИО6) Е.В. и членам ее семьи (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 заключили брак, что подтверждается свидетельством , выданным Отделом записи актов гражданского состояния <адрес> ЗАГС <адрес>, присвоена фамилия «ФИО6» (л.д. 13).

ФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты, но ДД.ММ.ГГГГ получила отказ по тому основанию, что жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и не предполагает заключения в отношении него договора социального найма (л.д. 47).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15 марта 2016 года -РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития (л.д. 34).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м., закрепленном на праве оперативного управления за ГБУ «Госжилфонд» на основании распоряжения Департамента -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

В период до 2014 года с целью улучшения жилищных условий истцом была произведена перепланировка. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение (комнаты) , , расположенные по адресу: <адрес> сохранено в перепланированном состоянии (л.д. оборот 64-66).

Жилое помещение по адресу: <адрес>, ком. , поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый (как жилое помещение). Собственником жилого помещения является субъект Российской Федерации – <адрес> значения Севастополь (л.д. 29-31).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным жилым помещением у истца возникло на основании ордера на жилую площадь в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> решение о выдаче ордера не оспорено, недействительным не признано.

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории <адрес> жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15 марта 2016 года № 700-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно представленной с материалы выписки из ЕГРН жилое помещение –, адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес> как жилое помещение. Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, что данное помещение является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, выписка не содержит (л.д. 29-31).

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Кроме того, согласно сведениям, представленным Департаментом капитального строительства города Севастополя по спорному адресу здания было заключено 22 договора социального найма и приватизации помещений (л.д. 80).

Принимая во внимание, что истец постоянно проживала в спорном жилом помещении с 2001 года, ее право на пользование данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем ее требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Плетневой Елены Васильевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить.

Обязать Департамент капитального строительства <адрес> (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> УССР (паспорт ) договор социального найма на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 23 октября 2023 года.

Судья                                                                                                        В.Г. Дзюба

2-2892/2023 ~ М-2412/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плетнева Елена Васильевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Еньшина Наталья Борисовна
ГУП "Центр эффективного использования собственности города"
ГБУ г.Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Дзюба Виктория Григорьевна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2023Подготовка дела (собеседование)
12.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Дело оформлено
03.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее