УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Горбуновой О.Н. - единолично,
при секретаре ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора Якшур-Бодьинского района УР ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины,
у с т а н о в и л:
Прокурор ФИО1-<адрес> УР обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины. Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой ФИО1-<адрес> проведена проверка исполнения законодательства о водопользовании и недропользовании, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Согласно ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.
Согласно ч.5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», введенных в действие постановлением Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно п. 1.6 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.
Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.
Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» находится 39 артезианских скважин, из них 20 скважин не имеют утвержденных проектов зон санитарной охраны, в том числе артезианская скважина №, расположенная в с. ФИО1-<адрес>.
Выявленные нарушения ущемляют права жителей ФИО1-<адрес>, являющихся потребителями воды. Указанные нарушения недопустимы, т.к. касаются прав граждан на их здоровье и благополучие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит возложить на Администрацию муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной в с. ФИО1-<адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО1-<адрес> УР ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Положения статьи 45 ГПК РФ предусматривают право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.6 Правил, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
В соответствии с пунктом 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории с. ФИО1-<адрес> находится артезианская скважина №.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «ФИО1-<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, артезианская скважина №, расположенная на <адрес> с. ФИО1-<адрес>, находится в собственности муниципального образования «ФИО1-<адрес>» (в настоящее время - муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики»).
Из информации, предоставленной Администрацией муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики», следует, что указанная артезианская скважина не имеет зон санитарной охраны.
Таким образом, судом установлено, что пользование подземным источником водоснабжения - артезианской скважиной №, расположенной на <адрес> с. ФИО1-<адрес>, осуществляется без проекта зон санитарной охраны, в связи с чем, артезианская скважина эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил.
Учитывая, что собственником артезианской скважины является Администрация муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики», суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора ФИО1-<адрес> к Администрации муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> ФИО1-<адрес> Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной в с. ФИО1-<адрес> УР, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Н. Горбунова