Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-227/2024 от 13.03.2024

Дербентский городской суд РД

дело № 12-18/2024

судья Яралиев Т.М.

УИД 05RS0013-01-2023-002111-48

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 3 мая 2024 года, по делу № 21-227/2024, г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гаджиагаева Р.К. на решение судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 9 февраля 2024 г. по делу об административном правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Гаджиагаева Рамиса Кавусовича

установил:

постановлением заместителя руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан Митарова Х.Р. № 04-399АД/23 от 29 октября 2023 г. должностное лицо Гаджиагаев Р.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 9 февраля 2024 г. постановление заместителя руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан Митарова Х.Р. № 04-399АД/23 от 29 октября 2023 г. оставлено без изменения, жалоба Гаджиагаева Р.К. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гаджиагаев Р.К. просит отменить состоявшиеся по делу акты, приводя доводы об их незаконности, в связи с допущенными нарушениями процессуальных норм КоАП РФ при привлечении его к административной ответственности.

В суде апелляционной инстанции представитель Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан по доверенности Гасанов С.Д. просил состоявшиеся по делу акты должностного лица административного органа и судьи районного суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гаджиагаева Р.К., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан по доверенности Гасанова С.Д., прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); 3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (части 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБУ РД «Дербентская центральная городская больница», проведенной Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан, установлено, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ ГБУ РД «Дербентская ЦГБ» заключен договор от 6 декабря 2022 г. № 56 с ООО «Елань» на сумму 590 000 рублей с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур с превышением установленного десятипроцентного лимита от совокупного объема закупок Заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 94-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В соответствии с пунктом с 1 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.

Учитывая, объем финансового обеспечения расходов на закупку товаров, работ и услуг на 2022 год, Заказчик был вправе осуществить закупку путем проведения электронного запроса котировок.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279 утверждено Положение о порядке формирования, утверждения плана-графика закупок товаров в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок".

В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, в план-график включаются данные об объеме финансового обеспечения, в том числе планируемые платежи.

Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2022 год совокупный годовой объем закупок составлял 314 927 578, 21 рубль.

Таким образом, ГБУ РД «Дербентская ЦГБ» на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ было вправе осуществить закупки на сумму, не превышающую 31 492 757,8 рублей.

Учреждением за 2022 год осуществлено закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму 49 086 530,21 рублей, то есть с нарушением (превышением) указанного ограничения на общую сумму 17 593 772,4 рублей.

При этом пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ допускается осуществление закупки у единственного поставщика в двух случаях: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Поскольку по данному делу установлен факт осуществления закупок у единственного поставщика на общую сумму 49 086 530,21 рублей, имеет место превышение максимального годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика.

По результатам проверки сделан вывод о том, что Гаджиагаев Р.К., на которого приказом и должностной инструкцией от 1 ноября 2022 г. № 282/2 возложены обязанности по выбору способа определения поставщика, не соблюдены требования пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Факт административного правонарушения и вина Гаджиагаева Р.К. в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: актом выездной проверки от 31 июля 2023 г., которым установлено, что Учреждением в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ за период 2022 г. заключены договора с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на общую сумму 49 086 530 рублей 21 копейка, что на 17 593 772 рубля 40 копеек превышает ограничение в десять процентов в размере 31 492 757 рублей 80 копеек от совокупного годового объема закупок заказчика в размере 314 927 578 рублей 21 копейку, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ; протоколом об административном правонарушении от 4 октября 2023 г. № 02-92/23, которым установлено нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ за период 2022 г. о заключении договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сумму, превышающую десять процентов от совокупного годового объема закупок заказчика, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица административного органа и решения судьи показала, что выводы должностного лица и судьи основаны на достоверных доказательствах, исследованных и оцененных в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки имеющихся доказательств не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении описано в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Постановление о привлечении должностного лица Гаджиагаева Р.К. к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 КоАП РФ).

Учитывая, что в силу пункта 8 части 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, который осуществляется в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, для применения при рассмотрении настоящей жалобы положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ оснований не имеется.

Из данной правовой позиции исходит и Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в частности, в постановлении от 23 сентября 2022 г. № 16-1575/2022.

Вопреки доводам жалобы, совершенное Гаджиагаевым Р.К. административное правонарушение обоснованно не признано судьей районного суда малозначительным по основаниям, изложенным в судебном решении.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

В связи с тем, что совершенное Гаджиагаевым Р.К. административное правонарушение посягает на установленный законом порядок о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что свидетельствует о высокой степени его общественной опасности, т.к. в данном случае имеют место нарушения требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оснований для освобождения Гаджиагаева Р.К. от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.

Таким образом, доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности Гаджиагаева Р.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и решения, жалоба не содержит.

Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены указанных правовых актов и прекращения производства по делу не имеется.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.29 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, установленных по делу обстоятельств, является обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 9 февраля 2024 г., вынесенное на постановление заместителя руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан Митарова Х.Р. от 29 октября 2023 г. № 04-399АД/23 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении Гаджиагаева Рамиса Кавусовича, оставить без изменения, жалобу Гаджиагаева Р.К. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан                                                       З.А. Магомедова

21-227/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Гаджиагаев Рамис Кавусович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Магомедова Зарема Ахмеддибировна
Статьи

ст.7.29 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--dag.sudrf.ru
13.03.2024Материалы переданы в производство судье
16.03.2024Истребованы материалы
25.03.2024Поступили истребованные материалы
03.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
13.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее