дело №2-252/2024
УИД: 91RS0002-01-2023-004416-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Цыкуренко А.С.
при секретаре – Зенгиной Д.Д.,
с участием представителя истцов ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4 о признании незаконным решения, сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном виде, признании права собственности в порядке приватизации, -
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО12, обратились в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным решения, признании права долевой собственности.
Заявленные требования мотивированы тем, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено семье истцов на основании ордера от 01.08.2006г. № 241 ОАО «Симферопольский камнеобрабатывающий завод», а затем после ликвидации предприятия - на основании ордера органа местного самоуправления исполнительного комитета Симферопольского горсовета от 09.02.2007г. № 54, что фактически свидетельствует о предоставлении жилья по договору социального найма, при этом ордер в установленном порядке не оспорен. 23 марта 2023 года истцами в МКУ Департамент развития муниципальной собственности было подано заявление о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 04 апреля 2023 года №9 4567/40/05-06 ответчиком отказано в приватизации указанного жилого помещения в связи с тем, что «по состоянию на 04.04.2023г. сведения об объекте, расположенном по адресу: <адрес> в Реестре муниципального имущества муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым отсутствуют». Истцы считают отказ ответчика от 04.04.2023 г. в приватизации жилого помещения незаконным, поскольку он противоречит ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы истцов, а именно: не позволяет истцам реализовать свое право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Истцами предоставлена справка о том, что они в приватизации не участвовали.
В связи с чем истцы просят:
1. Признать незаконным решение ответчика от04.04.2023г.№ 4567/40/05-06 об отказе в приватизации жилого помещения.
2. Признать право долевой собственности истцов на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В процессе рассмотрения дела стороной истцов подано заявление об уточнении исковых требований, по состоянию на дату рассмотрения дела истцы просят:
1. Признать незаконным решение ответчика от 04.04.2023г. об отказе в приватизации жилого помещения.
2. Жилое помещение, <адрес> сохранить в перепланированном, переоборудованном виде, площадью 41,2 кв.м.
3. Признать право собственности истцов в равных долях на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Иные участники процесса не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Перепланировка жилого помещения - это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В абзаце 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, закреплено, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ).
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о браке серии 1-АП № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 заключила брак с ФИО14, после заключения брака присвоены фамилии «ФИО18» и «ФИО18».
Согласно свидетельству о рождении серии I-АП № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО5, в графе отец указан ФИО15, в графе мать – ФИО7
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии I-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО7 заключен брак, присвоены фамилии «ФИО19», «ФИО19».
Судом согласно материалам инвентаризационного дела № на здание № а по <адрес> установлены следующие обстоятельства.
На 1991 год помещение № и № (на дату инвентаризации 2002 года <адрес>) имели самостоятельные входы в места общего пользовании - коридоры помещения №№,25 (л. 9 инв. дела №).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет г Симферополя, разрешил гр. ФИО16 выполнить пристройку, перепланировку квартиры и присоединить часть коридора общего пользования 8,9 и 1,6 кв.м к <адрес>. №, согласно проекту №.166-АС (л. 133 инв. дела №).
Актом государственной технической комиссии о приемке законченного строительством объекта к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ. Назначенная инспекция ГАСК г Симферополь, по поручению исполкома Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ №, приняла строительной объект - <адрес> эксплуатацию (л.134-135 инв. дела №).
Из проведенного анализа следует что: с 2003- по 2004 год произошла реконструкция здания Литеры А-1 пристроен тамбур литер «а», выделение коридора <адрес> из мест общего пользования - помещений №,18,25(коридоров). Обустроен выход из жилого помещения (квартиры) на приквартирный участок.
По данным Инвентаризационного дела № на здание № а по <адрес> лист № имеется информация от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, Симферопольское межгородского бюро регистрации и технической инвентаризации сообщает о переоборудовании вспомогательных помещений в жилые и жилых помещений во вспомогательные по <адрес> а, <адрес> к <адрес> площадью 16,0 кв.м. присоединена <адрес> общий коридор площадью 12.1 кв.м.. За счет высоты оборудована жилая комната № площадью 15.5 кв.м., жилая комната № площадью 16,0 кв.м., переоборудована в кухню- площадью-11,8кв.м. и санузла площадью 3,7 кв.м., жилая комната площадью 12,2 кв.м. переоборудована в прихожую. После переоборудования и присоединения квартира состоит из прихожей -12,2кв.м. коридора -12,1 кв.м.; кухни - 11,8 кв.м.; санузла - 3,7 кв.м.; жилой комнаты - 15,5кв.м. <адрес>,7 кв.м.; из них жилой -15,5 кв.м.
<адрес>, техником БРТИ составлено сообщение (л. 208 инв. дела №) о переоборудовании вспомогательных помещений в жилые и жилых помещений во вспомогательные по <адрес> а, <адрес>.
Составлено сообщение о переоборудовании вспомогательных помещений в жилые и жилых помещений во вспомогательные по <адрес> а, <адрес>. Лист № инв. дело №. Исполкому гор совета Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации сообщает, что по <адрес> Симферополя о необходимости снять статус общежития на жилое. Квартира состоит из: прихожей -4-2 площадью 12,2 кв.м.; коридора 4-3 площадью 12,1 кв.м.; кухни 4-1 площадью 11,8 кв.м.; санузла 4-4 площадью 3,7 кв.м.; жилой 1-5 (л.208 инв. дела №).
ОАО Симферопольский камне обрабатывающий завод за № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер гр.ФИО20 И.А. на квартиру в количестве 2-ух комнат, площадью 15.5 кв.м и кухни 11,8 кв.м по <адрес> №-а <адрес> Основание: Протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении статуса жилых помещений» придан статус квартиры жилому помещению – <адрес>.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении долевых квартир, отмене и частичном изменении решений исполкома» <адрес> в <адрес> распределена ФИО1, в состав семьи которой входит дочь – ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан ордер на жилое помещение № в соответствии с которым ФИО1 предоставлена <адрес> в <адрес>.
<адрес>, было составлено сообщение (л. 271,272 инв. дела №) о переоборудовании вспомогательных помещений в жилые и жилых помещений во вспомогательные по <адрес> а, <адрес>.
В акте текущих изменений лист № инв. дело № дано краткое описание изменений - внутреннее переоборудование РТИ изменения зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ к квартире присоединен коридор площадью 12,1 кв.м. переоборудованы вспомогательные помещения в жилые, жилые помещения во вспомогательные за счет высоты этажа ( над помещениями 4-1 и 4-3) оборудована жилая комната 4-8 пл. 15,5 кв.м. и коридор 4-7 площадью 11,2 кв.м.; вн.-2,10. Жилая комната 4-1 переоборудована в столовую пл. 11.8 кв.м. и сан узел пл.3,7 кв.м..<адрес> 12,2 кв.м. переоборудована в прихожую, часть коридора 4-3 переоборудовано в кухню пл. 3,4 кв.м..
После переоборудования <адрес> состоит из жилой 4-8 пл. 15,5 кв.м.; столовой 11,8 кв.м., прихожей пл. 12,2 кв.м., кладовой пл. 4,4 кв.м., кухни пл. 3,4 кв.м., санузла, пл. 3,7 кв.м., и двух коридоров, пл. 5,8 кв.м., и 11,2 кв.м. по <адрес> жилая 15,5 кв.м., общая 68,0 кв.м.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-165474906 на <адрес> по адресу: <адрес> указанной выписке, право собственности на квартиру с кадастровым номером 90:22:010219:7796 зарегистрировано за ФИО4
При этом, согласно схеме на указанную квартиру, <адрес> по адресу: <адрес>А с кадастровым номером № расположена в литере «В», тогда как квартира истцов расположена по адресу: <адрес>А в литере «А».
В ходе рассмотрения гражданского дела судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам эксперт предоставил суду заключение №.
Так, экспертом было установлено, что в период с 2003 год по 2006 год в исходных помещениях Литеры А1 входящей в состав дома по <адрес>А ( литера А и А1 ) нежилых помещениях №,14 и части помещения 25 (коридора). Произведена, перепланировка и переоборудование в жилое помещение <адрес>.
В результате проведенных изменений вспомогательных помещений в жилые, и жилых помещений во вспомогательные по <адрес> к <адрес> (на 1991 год помещение №) площадью 16,0 кв.м. присоединена <адрес> (на 1991 год помещение №) и общий коридор площадью 12,1 кв.м. (на 1991 год часть помещения №). За счет высоты оборудована жилое помещение (антресоль) над помещением № площадью 15,5 кв.м., само помещение № площадью 16,0 кв.м., переоборудовано в жилую комнату- площадью 11,8кв.м. и санузел площадью 3,7 кв.м., жилая комната 4-2 площадью 12,2 кв.м. переоборудована в холл с кухней нишей, организован санузел, подведены индивидуальный водопровод, и канализация.
После переоборудования и перепланировки квартира состоит из холла с кухней нишей 8-12,2кв.м.коридора 8-9,2 кв.м. жилой комнаты -11,8 кв.м., санузла - 3,6 кв.м. антресольного этажа с помещением – спальней 8-15,5кв.м., доступ на которую осуществляется с помощью лестницы 8-8,3кв.м. и вспомогательным помещением - кладовкой - 4,4 кв.м.
<адрес>,2 кв.м.; из них жилой - 11,8 кв.м. Квартира оборудована вспомогательной площадью - антресолью площадью 15,5 кв.м. и деревянной лестницей площадью 8,3 кв.м., которые не входят в общую площадь квартиры. Они являются частью оборудования и могут быть демонтированы без воздействия на конструктивные элементы здания.
Эксперт пришел к выводам, что выполненная перепланировка и переустройство обеспечивают соблюдение условий предъявляемые к объемно-планировочным и конструктивным решениям жилых помещений - квартир расположенных в многоквартирных домах. Отвечает необходимым критериям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях.
Экспертом сделан вывод, что перепланировка и переустройство <адрес> соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29.12.2004№ 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «Жилищный кодекс Российской Федерации», СП 54.13330.2022 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные». Выполненная перепланировка и переоборудование квартиры соответствует действующим строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям, правилам пожарной безопасности, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Дополнительные нагрузки после монтажа антресоли и оборудование квартиры нишей кухней, санузлом, на несущие конструкции здания не вызывали отрицательного влияния и не угрожают жизни и здоровью граждан.
Экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях знаний, проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы. В ходе судебного разбирательства ответчик каких-либо доводов, опровергающих техническое заключение, не заявлял и о назначении повторной судебной строительно-технической экспертизы суд не просил. Таким образом, у суда не имеется оснований сомневаться в правильности выводов, указанных в заключении.
Оценивая указанное заключение по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд принимает его в качестве относимого и допустимого доказательства по делу. Данное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, обосновано, выводы эксперта представляются суду ясными и понятными, удостоверено подписью проводившего его эксперта, скреплено печатью учреждения, в котором оно проводилось.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ именно на истца, обратившегося в суд с требованием о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии, возложена обязанность представить доказательства, подтверждающие, что осуществлённым им переустройством жилого помещения не нарушаются права и законные интересы граждан, не создается угроза их жизни и здоровью.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что перепланировка квартиры произведена в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу для жизни и здоровью граждан, в связи с чем суд приходит к вводу, что исковые требования о сохранении квартиры в перепланированном и переоборудованном виде подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридического лиц, в порядке, предусмотрено законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Данная норма устанавливает, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, а так же отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на жилое помещение не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года, с последующими изменениями, приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как указано в статье 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Приватизация жилого фонда осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также на основании действующего административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности» утвержденного постановлением администрации города Симферополя от 27.03.2017 № 767.
Так согласно п. 9.1 данного регламента установлен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем для получения муниципальной услуги: заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения муниципального жилищного фонда, подписанное всеми членами семьи нанимателя, зарегистрированными в приватизируемом жилом помещении, за несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заявление подписывают родители (усыновители), опекуны; заявления от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, не желающих принимать участие в приватизации жилого помещения, о согласии на передачу его в собственность других членов семьи; документ, удостоверяющий личность заявителя и всех членов семьи (представителя заявителя); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата оказания муниципальной услуги (в случае обращения представителя заявителя); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справка из управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению муниципальным жилищным фондом, - выписка из финансового лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям, в случае нахождения многоквартирного дома на непосредственном управлении, предоставляется выписка из финансового лицевого счета из организации, с которой заключен договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию муниципального жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет); согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию муниципального жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 18 лет) осуществляется с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; справки о подтверждении неиспользованного права на приватизацию жилых помещений, выдаваемые по месту регистрации на территории Российской Федерации с 4 июля 1991 года, а на территории Республики Крым - с 21 марта 2014 года; согласие заявителей на обработку персональных данных.
Подписи граждан на заявлениях и копиях данных документов удостоверяются специалистом Департамента или в нотариальном порядке.
Намереваясь реализовать свое право на бесплатную приватизацию занимаемого жилья, 23 марта 2023 года истцами в МКУ Департамент развития муниципальной собственности было подано заявление о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>.
К заявлению о приватизации жилого помещения от 23.03.2023г. были приложены следующие документы: копии паспортов истцов, копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего члена семьи, копии ордеров на жилое помещение, копия справки Крым БТИ об отсутствии зарегистрированных прав, копии справок об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение.
04 апреля 2023 года N9 4567/40/05-06 ответчиком отказано в приватизации указанного жилого помещения в связи с тем, что «по состоянию на 04.04.2023г. сведения об объекте, расположенном по адресу: <адрес> А, <адрес>, в Реестре муниципального имущества муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым отсутствуют».
Согласно постановления Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 № 438 «Об утверждении Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления» после выявления такого имущества необходимо осуществить его передачу из государственной собственности Республики Крым з муниципальную собственность муниципального образования городской округ Симферополь.
Следовательно включение в Реестр муниципального имущества муниципального образования г. Симферополь и регистрация права собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городского округа Симферополь занимается Администрация города Симферополь.
При этом, суд соглашается с доводами ответчика относительно невозможности распоряжения имуществом, на которое у муниципального образования отсутствовало зарегистрированное право, в связи с чем оснований для признания незаконным решения ответчика от 04.04.2023г.№ об отказе в приватизации жилого помещения не имеется.
В ходе судебного разбирательства спора о вещных правах на <адрес> А в <адрес>, не заявлено, правопритязания на указанный объект не установлены.
Из материалов дела усматривается, что ранее истцы участия в приватизации на территории Российской Федерации не принимали.
Администрацией города Симферополя доказательств обратного суду не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, истцы на законных основаниях занимают спорное жилое помещение, впервые обратились с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовали, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность.
С учетом изложенного, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В процессе судебного рассмотрения истец не настаивал на возмещении судебных расходов, в связи с чем, данный вопрос не разрешается судом в силу ст.98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4 о признании незаконным решения, сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном виде, признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить частично.
Жилое помещение, <адрес> сохранить в перепланированном, переоборудованном виде, площадью 41,2 кв.м.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 в равных долях право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.04.2024 года.
Судья А.С. Цыкуренко