Дело № 2-759/2024
11RS0004-01-2024-000901-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 20 июня 2024 г. дело по иску Прокопович С. Н. к администрации муниципального района «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокопович С.Н. обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки, а именно с **.**.**. В обоснование иска указано, что на момент постановки на учет и по сегодняшний день адресом места жительства истца являлась двухкомнатная квартира **********. **.**.** истец обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» (далее – КУМС МР «Печора») с заявлением о выделении государственного жилищного сертификата выпуска 2024 года на состав семьи 2 человека для приобретения жилого помещения, а также о включении в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». На основании постановления врио главы МР – руководителя администрации МР «Печора» К от **.**.** №... истец составом семьи 2 человека снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Основанием снятия с указанного учета явились полученные сведения о том, что истцу в период с **.**.** по **.**.** принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 36,9 кв.м, то есть за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вместе с тем, истец был поставлен на учет до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона от 25.10.2002 № 1250-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». С момента постановки на учет и до момента снятия с учета истцу никто из должностных лиц не разъяснял порядок и условия изменения законодательства в сфере получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. По мнению истца, поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, не содержало условие об отсутствие жилых помещений за пределами Крайнего Севера, то приобретение жилого помещения в г.Санкт-Петербург (для сына Н, который обучался в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций и проживал в данной квартире), без уведомления об изменении правового регулирования со стороны должностных лиц, не может свидетельствовать об утрате гражданином такого права, либо умалять его. После прекращения права собственности на жилое помещение в г.Санкт-Петербург (**.**.**) у истца и членов его семьи вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья (если не с **.**.**, то с **.**.**). При этом, с 2016 года по 2018 год истец являлся инвалидом 3 группы.
В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Кожевин И.Н., действующий на основании ордера №... от **.**.**, на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации МР «Печора» Сысуева Д.И., действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.
Представитель третьего лица КУМС МР «Печора» Южакова О.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, требование истца не поддержала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица Минстроя Республики Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Из письменного отзыва третьего лица следует, что Минстрой Республики Коми возражает против удовлетворения иска (л.д.189-191).
Выслушав объяснения стороны истца, представителей ответчика администрации МР «Печора» и третьего лица КУМС МР «Печора», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившего в силу с 01.01.2003 (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ), установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Ранее аналогичная норма содержалась в статье 1 Федерального закона от 25.07.1998 N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной данной статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч.2 ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ).
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что граждане, указанные в части первой данной статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу этого Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (пункт 2).
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регламентирован в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение N 879).
В соответствии с пунктом 16 Положения N 879 на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В силу подпункта "б" пункта 17 Положения N 879 одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категориям граждан, в том числе пенсионеры.
Согласно подпункту "и" пункта 21 Положения N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ.
В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (пункт 22 Положения N 879).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Прокопович С.Н. с **.**.** состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 2 человека, включая супругу Н (изначально составом семьи 5 человек, включая супругу и троих детей), по категории «Пенсионеры».
В период с **.**.** до **.**.** истцу была установлена инвалидность 3 группы, что подтверждается материалами дела (л.д.101).
**.**.** истец обратился в КУМС МР «Печора» с заявлениями о включении в состав участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и о выделении государственного жилищного сертификата выпуска 2024 года на состав семьи 2 человека для приобретения жилого помещения на территории г.Санкт-Петербург, г.Москва, г.Воронеж.
Согласно уведомлению КУМС МР «Печора» от **.**.** истец включен в Список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2024 году, по категории «Пенсионеры» под №..., который сформирован и направлен в Минстрой Республики Коми.
Из уведомления КУМС МР «Печора» от 07.11.2023 следует, что в адрес администрации МР «Печора» поступило письмо Минстроя Республики Коми, согласно которому Прокопович С.Н. включен в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2024 году. При этом истцу указано на необходимость подойти в КУМС МР «Печора» с целью получения разъяснений по формированию пакета документов для дальнейшего предоставления его в Минстрой Республики Коми.
Необходимый пакет документов истцом был собран и представлен в КУМС МР «Печора».
Постановлением администрации МР «Печора» от **.**.** №... Прокопович С.Н. составом семьи 2 человека снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ.
Из письменного уведомления КУМС МР «Печора» от **.**.** №... следует, что основанием для снятия истца с учета явился установленный факт наличия в его собственности в период с **.**.** по **.**.** жилого помещения, расположенного по адресу: **********, то есть расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, площадью 36,9 кв.м.
Право собственности истца на указанное жилое помещение прекращено на основании договора дарения от **.**.**, заключенного с сыном Н, для которого, как установлено в ходе судебного разбирательства, жилое помещение и приобреталось.
Ни истец Прокопович С.Н., ни его супруга Н в квартиру ********** не вселялись и не проживали в ней. Они зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: **********, принадлежащей на праве собственности супруге истца Н
Как следует из объяснений истца в судебных заседаниях, с 1996 года по 2022 год никаких писем, уведомлений от администрации МР «Печора» и КУМС МР «Печора» он не получал, переучет не проходил, что подтверждено показаниями допрошенной в судебном заседании **.**.** в качестве свидетеля Н, и не опровергнуто ответчиком.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании изложенного, принимая во внимание, что снятию с учета истец подлежал с даты приобретения им жилого помещения в г.Санкт-Петербурге (в 2006 году), чего ответчиком сделано не было, учитывая прекращение права собственности на приобретенное жилое помещение (**.**.**) и отсутствие с указанной даты в собственности истца и его супруги жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу о признании за Прокопович С.Н. права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с **.**.**.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Прокопович С. Н., **.**.** года рождения, уроженцем **********, право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с **.**.**.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Продун
Мотивированное решение составлено 27 июня 2024 г.