Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-759/2024 ~ М-398/2024 от 20.03.2024

Дело № 2-759/2024

11RS0004-01-2024-000901-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Продун Е.А.

при секретаре Петуховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 20 июня 2024 г. дело по иску Прокопович С. Н. к администрации муниципального района «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокопович С.Н. обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки, а именно с **.**.**. В обоснование иска указано, что на момент постановки на учет и по сегодняшний день адресом места жительства истца являлась двухкомнатная квартира **********. **.**.** истец обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» (далее – КУМС МР «Печора») с заявлением о выделении государственного жилищного сертификата выпуска 2024 года на состав семьи 2 человека для приобретения жилого помещения, а также о включении в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». На основании постановления врио главы МР – руководителя администрации МР «Печора» К от **.**.** №... истец составом семьи 2 человека снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Основанием снятия с указанного учета явились полученные сведения о том, что истцу в период с **.**.** по **.**.** принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 36,9 кв.м, то есть за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вместе с тем, истец был поставлен на учет до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона от 25.10.2002 № 1250-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». С момента постановки на учет и до момента снятия с учета истцу никто из должностных лиц не разъяснял порядок и условия изменения законодательства в сфере получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. По мнению истца, поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, не содержало условие об отсутствие жилых помещений за пределами Крайнего Севера, то приобретение жилого помещения в г.Санкт-Петербург (для сына Н, который обучался в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций и проживал в данной квартире), без уведомления об изменении правового регулирования со стороны должностных лиц, не может свидетельствовать об утрате гражданином такого права, либо умалять его. После прекращения права собственности на жилое помещение в г.Санкт-Петербург (**.**.**) у истца и членов его семьи вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья (если не с **.**.**, то с **.**.**). При этом, с 2016 года по 2018 год истец являлся инвалидом 3 группы.

В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Кожевин И.Н., действующий на основании ордера №... от **.**.**, на иске настаивали.

Представитель ответчика администрации МР «Печора» Сысуева Д.И., действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.

Представитель третьего лица КУМС МР «Печора» Южакова О.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, требование истца не поддержала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица Минстроя Республики Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Из письменного отзыва третьего лица следует, что Минстрой Республики Коми возражает против удовлетворения иска (л.д.189-191).

Выслушав объяснения стороны истца, представителей ответчика администрации МР «Печора» и третьего лица КУМС МР «Печора», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившего в силу с 01.01.2003 (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ), установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Ранее аналогичная норма содержалась в статье 1 Федерального закона от 25.07.1998 N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной данной статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч.2 ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ).

Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что граждане, указанные в части первой данной статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу этого Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (пункт 2).

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регламентирован в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение N 879).

В соответствии с пунктом 16 Положения N 879 на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу подпункта "б" пункта 17 Положения N 879 одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категориям граждан, в том числе пенсионеры.

Согласно подпункту "и" пункта 21 Положения N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ.

В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (пункт 22 Положения N 879).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Прокопович С.Н. с **.**.** состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 2 человека, включая супругу Н (изначально составом семьи 5 человек, включая супругу и троих детей), по категории «Пенсионеры».

В период с **.**.** до **.**.** истцу была установлена инвалидность 3 группы, что подтверждается материалами дела (л.д.101).

**.**.** истец обратился в КУМС МР «Печора» с заявлениями о включении в состав участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и о выделении государственного жилищного сертификата выпуска 2024 года на состав семьи 2 человека для приобретения жилого помещения на территории г.Санкт-Петербург, г.Москва, г.Воронеж.

Согласно уведомлению КУМС МР «Печора» от **.**.** истец включен в Список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2024 году, по категории «Пенсионеры» под №..., который сформирован и направлен в Минстрой Республики Коми.

Из уведомления КУМС МР «Печора» от 07.11.2023 следует, что в адрес администрации МР «Печора» поступило письмо Минстроя Республики Коми, согласно которому Прокопович С.Н. включен в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2024 году. При этом истцу указано на необходимость подойти в КУМС МР «Печора» с целью получения разъяснений по формированию пакета документов для дальнейшего предоставления его в Минстрой Республики Коми.

Необходимый пакет документов истцом был собран и представлен в КУМС МР «Печора».

Постановлением администрации МР «Печора» от **.**.** №... Прокопович С.Н. составом семьи 2 человека снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ.

Из письменного уведомления КУМС МР «Печора» от **.**.** №... следует, что основанием для снятия истца с учета явился установленный факт наличия в его собственности в период с **.**.** по **.**.** жилого помещения, расположенного по адресу: **********, то есть расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, площадью 36,9 кв.м.

Право собственности истца на указанное жилое помещение прекращено на основании договора дарения от **.**.**, заключенного с сыном Н, для которого, как установлено в ходе судебного разбирательства, жилое помещение и приобреталось.

Ни истец Прокопович С.Н., ни его супруга Н в квартиру ********** не вселялись и не проживали в ней. Они зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: **********, принадлежащей на праве собственности супруге истца Н

Как следует из объяснений истца в судебных заседаниях, с 1996 года по 2022 год никаких писем, уведомлений от администрации МР «Печора» и КУМС МР «Печора» он не получал, переучет не проходил, что подтверждено показаниями допрошенной в судебном заседании **.**.** в качестве свидетеля Н, и не опровергнуто ответчиком.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании изложенного, принимая во внимание, что снятию с учета истец подлежал с даты приобретения им жилого помещения в г.Санкт-Петербурге (в 2006 году), чего ответчиком сделано не было, учитывая прекращение права собственности на приобретенное жилое помещение (**.**.**) и отсутствие с указанной даты в собственности истца и его супруги жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу о признании за Прокопович С.Н. права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с **.**.**.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за Прокопович С. Н., **.**.** года рождения, уроженцем **********, право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с **.**.**.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Продун

Мотивированное решение составлено 27 июня 2024 г.

2-759/2024 ~ М-398/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокопович Сергей Николаевич
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Кожевин Илья Николаевич
КУМС МР "Печора"
Минстрой Республики Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Продун Елена Андреевна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
20.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее