Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1488/2023 ~ М-802/2023 от 18.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                             14 сентября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

с участием прокурора ФИО3,

административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1488/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год» (далее по тексту – Перечень на 2018 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна», № 281(30176) 31.10.2017, № 283(30178) 01.11.2017, № 285(30180) 02.11.2017, № 297(30192) 16.11.2017.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» (далее по тексту - Перечень на 2019 год), размещен 16.11.2018 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 308(30543) 20.11.2018.

Пунктом 4955 в Перечень на 2018 год, пунктом 4842 в Перечень на 2019 год включен объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

ФИО1, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером , входящего в состав здания с кадастровым номером , обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просит признать недействующими приведенные пункты Перечней на 2018-2019 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером в части входящего в него нежилого помещения с кадастровым номером . Административный истец обосновывает требования тем, что принадлежащее ей нежилое помещение в нежилом здании многоэтажного гаража с автосервисом и офисными помещениями используется нотариусом для осуществления нотариальной деятельности, а не с целью извлечения прибыли и было включено в Перечень в нарушение п.10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физического лица в завышенном размере.

В судебном заседании административный истец ФИО1 просила заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что в иске имеется опечатка в части оспариваемого пункта, просила верным считать оспариваемый пункт 4842 Перечня на 2019 год.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку согласно сведениям из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование «многоэтажный гараж с автосервисом и офисными помещениями» и правомерно включено в Перечни в соответствии пунктом 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, от 29.10.2018 № 1608 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2018-2019 года.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

Пунктом 4955 в Перечень на 2018 год, пунктом 4842 в Перечень на 2018 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

В состав здания с кадастровым номером входят многочисленные объекты недвижимого имущества, в том числе помещение с кадастровым номером , площадью 68,2 кв.м, наименование – нежилое помещение б/н, принадлежащее на праве собственности административному истцу ФИО1

Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости – здание с кадастровым номером , местоположение по адресу: <адрес>, площадью 22067,5 кв.м, назначение – нежилое, наименование – многоэтажный гараж с автосервисом и офисными помещениями, состоящее из 10 этажей, правообладатель отсутствует. Земельный участок по адресу: <адрес>, на кадастровый учет не поставлен, виды разрешенного использования отсутствуют.

По запросам суда в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия из ППК Роскадастр поступили выписки из ЕГРН на объекты, входящие в состав здания с кадастровым номером , в количестве 241, в которых наименование помещений в составе рассматриваемого здания значатся как – нежилые помещения, гаражные боксы, либо наименования отсутствуют.

    Из ГУП Самарской области «Центр технической документации» по запросу суда поступили сканы технического паспорта на многоэтажный гараж с автосервисом и офисными помещениями по адресу: <адрес>. На дату обследования 06.08.2007 по экспликации к поэтажному плану строения, объект включал помещения со следующими наименованиями:

    подвал: лестничная клетка (5), помещение (21), коридор (17), сан.узел (5), гараж (61), лифт (1), лестница (2), тамбур (2),

    1 этаж: лестничная клетка (6), коридор (10), помещение (25), лифт (2), сан.узел (9), гараж (61), лестница (2), тамбур (1), лестница (2),

    2 этаж: лестничная клетка (5), помещение (17), коридор (6), сан.узел (5), гараж (60), лестница (2), балкон (1),

    3 этаж: лестничная клетка (5), коридор (4), помещение (17), сан.узел (4), гараж (60), лестница (2), балкон (1),

    4 этаж: лестничная клетка (4), помещение (11), коридор (5), сан.узел (5), гараж (60), лестница (2), балкон (1), веранда (1),

    5 этаж: лестничная клетка (4), помещение (91), коридор (10), сан. узел (14), балкон (1),

    6 этаж: лестничная клетка (3), помещение (20), коридор (3), сан.узел (5), машинное отделение (1), балкон (2),

    7 этаж: лестничная клетка (2), помещение (15), коридор (5), сан.узел (5), балкон (1),

    8 этаж: лестничная клетка (2), помещение (18), коридор (3), сан.узел (5), балкон (1),

    9 этаж: лестничная клетка (2), помещение (24), коридор (7), сан.узел (5), балкон (1),

    тех.этаж: лестничная клетка (1), помещение (3).

Указанные в документах технического учета характеристики частей нежилого здания, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером на дату утверждения Перечней на 2018-2019 года административным ответчиком не проводились, что следует из письменного ответа на запрос суда.

    Для определения фактического использования объекта недвижимого имущества ФИО1 было организовано проведение обследование занимаемого помещения кадастровым инженером Назаркиным А.А. и составлено заключение о том, что принадлежащее административному истцу помещение состоит из кабинета нотариуса, коридора-приемной, кабинета помощника нотариуса, архива, используется для осуществления нотариальной деятельности. В техническом паспорте принадлежащего административному истцу помещение состоит из помещений.

Таким образом, судом не установлено и административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нежилое здание, его назначение, общей площадью не менее 20 процентов площади здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или с документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование объекта «многоэтажный гараж с автосервисом и офисными помещениями», отсутствие зарегистрированного вида разрешенного использования земельного участка под зданием не являются безусловным основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни.

Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, при отсутствии доказательств фактического использования объекта судом признаются несостоятельными.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение здания в Перечни на 2018-2019 года не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку техническая документация, сведения о земельном участке под зданием не подтверждают использование в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания всего объекта с кадастровым номером , а также назначение или фактическое использование более 20% площади рассматриваемого здания.

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2019 года.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечней на 2018-2019 года не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, определяемой как кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования в части признания недействующими нормативных правовых актов об утверждении Перечней на 2018-2019 года в части включения объекта с кадастровым номером подлежат удовлетворению. Требование административного истца об оспаривании указанных нормативных актов в части входящего в здание с кадастровым номером нежилого помещения с кадастровым номером , по мнению суда, является излишне заявленным. Удовлетворение требования в вышеуказанной части порождает освобождение от повышенного налогообложения всех входящих в него помещений, в том числе и принадлежащее административному истцу, и не требует конкретизации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 № 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год» в части включения в него под пунктом 4955 здание с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» в части включения в него под пунктом 4842 здание с кадастровым номером .

Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 25.09.2023.

Судья:                             И.А. Щетинкина

3а-1488/2023 ~ М-802/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Московцева И.В.
Прокурор Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2023Регистрация административного искового заявления
18.05.2023Передача материалов судье
31.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2023Предварительное судебное заседание
05.07.2023Предварительное судебное заседание
18.07.2023Предварительное судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее