Дело № 2-579/2024
УИД 37RS0007-01-2024-000595-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Сорокиной О.П., с участием представителя истца Корнилова Д.В. – Нефедовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Корнилова Дмитрия Владимировича к Администрации Ласкарихинского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л :
Корнилов Д.В. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к Администрации Ласкарихинского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приобретательной давности.
Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Истец Корнилов Д.В. в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним является собственником земельного участка с кадастровым номером №, присвоенным ДД.ММ.ГГГГ, расположенным по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы Администрации Стиберского сельсовета <адрес> «О выделении земельных участков гражданам, №, выдан 24.08.1992». На указанном земельном участке расположен жилой дом, состоящий из 2 квартир, имеющих самостоятельные входы и разделенные земельные участки.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет кадастровый №. Данный жилой дом был предоставлен семье истца в 1980 году как работникам СПК колхоза «Стиберский». В дальнейшем СПК колхоз «Стиберский» был ликвидирован. При этом, семья истца продолжала проживать в данной квартире, где и живет по настоящее время. Корнилов Д.В. зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, о чем есть отметка о регистрации в паспорте и подтверждается справкой Администрации Ласкарихинского сельского поселения Кинешемского муниципального района.
Истец указал, что он добровольно, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным объектом недвижимости все это время, более пятнадцати лет. Несет бремя содержания имущества, оплачивает коммунальные платежи, делает текущий и капитальный ремонт помещения. Истец считает, что стал собственником имущества в силу приобретательной давности. У истца отсутствует возможность оформить свое право на указанное имущество во внесудебном порядке, поскольку СПК (колхоз) «Стиберский» прекратил свою деятельность в качестве юридического лица. При ликвидации спорное жилое помещение не было включено в неделимый фонд СПК (колхоз) «Стиберский». Данное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности, собственности субъекта и федеральной собственности. Право на квартиру ни за кем не зарегистрировано. Правопритязания на данное жилое помещение со стороны третьих лиц отсутствует. За время владения с 1980 года вышеуказанным имуществом, никто из третьих лиц не истребовал его.
На основании вышеизложенного и в соответствии с абз. 2 ст. 12, п. 3 ст. 218, ст. 234 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.131-132 ГПК РФ, истец просит:
- признать право собственности истца на объект недвижимости: <адрес>,
расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Истец Корнилов Д.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своего представителя по доверенности Нефедову О.В..
Представитель истца Нефедова О.В. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Администрации Ласкарихинского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил заявление, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Корнилова Н.В., Корнилов М.Д., Дяговец (до заключения брака Корнилова) К.Д. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования Корнилова Д.В. поддержали в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
По смыслу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретённого от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или иное юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения всё время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
О применении положений указанной нормы права можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признаётся открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признаётся непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. По смыслу ст.ст. 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путём совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Истец Корнилов Д.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д.Ласкариха, <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права, дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ, документы-основания: Постановление главы администрации Стиберского сельсовета <адрес> «О выделении земельных участков гражданам» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12).
В соответствии с Выпиской из ЕГРН, жилое помещение – квартира, общей площадью 33,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, собственника не имеет (л.д.22).
Как следует из содержания искового заявления, данный квартира была предоставлена семье Корниловых, как работникам СПК (колхоз) «Стиберский».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СПК (колхоз) «Стиберский» прекратил деятельность в связи с ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ.
При ликвидации спорное жилое помещение не было включён в неделимый фонд ни СПК (колхоз) «Стиберский». Данное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности, собственности субъекта и федеральной собственности.
По настоящее время в указанном жилом доме на регистрационном учёте по месту жительства состоят Корнилов Дмитрий Владимирович с ДД.ММ.ГГГГ г.р., Корнилова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Корнилов М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ г.р..
В ходе судебного разбирательства установлено, что в доме фактически проживают Корнилов Д.В., Корнилова Н.В.. Корнилов М.Д. открыто владеет вышеуказанным имуществом, как своим собственным, несет бремя его содержания.
По смыслу приведённых положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственностина имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим. Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе отправасобственности о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срокаприобретательнойдавностис момента истечения срокадавностидля истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормыоприобретательнойдавностиявляется возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.. Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями. Добросовестное заблуждение давностного владельца о наличии у негоправасобственностина данное имущество положениями статьи234Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено в качестве обязательного условия для возникновения правасобственности всилуприобретательнойдавности.
Напротив, столь длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такогоправа, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновениеправана которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре.
При этом, в силу пункта 5 статьи10Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Более того, само обращение в суд с искомопризнанииправа всилу приобретательной давности является следствием осведомлённости давностного владельца об отсутствии у негоправасобственности.
При указанных обстоятельствах, поскольку Корнилов Д.В. добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, более 15 лет, неся бремя его содержания, не являясь собственником спорного имущества, за время владения вышеуказанным имуществом никто из третьих лиц не истребовал его, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца о признании права собственностинаквартиру в порядке приобретательной давности.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Корнилова Дмитрия Владимировича удовлетворить.
Признать за Корниловым Дмитрием Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, гражданином Российской Федерации (№), право собственности на квартиру общей площадью 33,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Капустина Е.А.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2024 года.