Дело № 5-179/2023
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Пермь 25.07.2023
Судья Кировского районного суда г.Перми Сирина Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Д.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гаспаряна Г.Э., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаспаряна Г.Э.,
установила:
согласно протоколу об административном правонарушении №, составленному инспектором отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г.Перми, 25.07.2023 в 12:00 час. в отделе полиции № 3 Управления МВД России по г.Перми по <адрес> был выявлен гражданин Армении Гаспарян Г.Э., который, являясь несовершеннолетним иностранным гражданином, прибыл на территорию Российской Федерации 05.09.2021 с целью «работа».
В период с 22.09.2021 по 02.12.2021 состоял на миграционном учете по <адрес>. С 23.12.2021 по 20.03.2022 - на миграционном учете по <адрес> на основании трудового договора, заключенного 23.12.2021 отцом - Г. с гражданкой РФ Е. 23.11.2022 Г. заключил новый трудовой договор на территории <адрес>, миграционный учет сыну – Гаспаряну Г.Э. не продлил. Таким образом, с 21.03.2022 по настоящее время Гаспарян Г.Э. законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет, от выезда с территории Российской Федерации уклоняется.
Своими действиями Гаспарян Г.Э., не выполнив требования части 9 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гаспарян Г.Э. с событиями, описанными в протоколе, согласился, в полном объеме, показал, что не знал, что отец не обращался с заявлением о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации в орган в сфере миграции и о том, что после 20.03.2022 он не имеет законных оснований находиться на территории Российской Федерации. С 30.06.2023 фактически проживает с отцом по <адрес>. Имеет намерение остаться в России, проходить воинскую службу в рядах ВС РФ, а затем работать в России, жениться на своей девушке - гражданке РФ. Намерений выехать за пределы РФ нет, недвижимости на территории РФ не имеет, не работает.
Свидетель Г. показал, что 23.12.2021 заключил трудовой договор с Е., срок действия договора был определен в 1 год. В период с 23.12.2021 по 20.03.2022 они с сыном Гаспаряном Г.Э. состояли на миграционном учете в <адрес>. С заявлением о продлении срока пребывания сына по указанному адресу по 20.03.2022 в орган в сфере миграции не обращался.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Гаспаряна Г.Э., показания свидетеля Г., судья приходит к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта. В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Федерального закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации) в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределенный срок продлевается до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Членами семьи иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители) при условии их нахождения на его иждивении.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения Гаспаряном Г.Э. правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: сведениями, отраженными в протоколе об административном правонарушении от 25.07.2023 № (л.д. 2), объяснением Г. от 25.07.2023 (л.д. 3), копией миграционной карты (л.д. 4), копией уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (л.д. 5), данными о гражданине – «Территория» (л.д. 6), сведениями ГИСМУ (л.д. 7-10), данными ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 11), рапортом инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 21.07.2023 о выявлении иностранного гражданина Гаспаряна Г.Э., не имеющего действительного паспорта (л.д. 12).
Имеющиеся в деле доказательства признаются относимыми, допустимыми и достоверными относительно обстоятельств правонарушения и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Гаспаряна Г.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Приказом МВД России от 22.11.2021 № 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Порядок).
На основании п. 2 Порядка решение о продлении либо об отказе в продлении срока временного пребывания либо сокращении срока временного пребывания принимается соответственно Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ГУВМ МВД России, начальником ГУВМ МВД России, руководителем (начальником) территориального органа МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне, начальником подразделения по вопросам миграции.
В силу п. 3 Порядка основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 7 - 12 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
В случаях, предусмотренных пунктами 3, 10 - 12 статьи 5 и подпунктами 8 - 8.4, 10 пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если иностранный гражданин является трудящимся государства - члена Договора о Евразийском экономическом союзе, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации либо членом семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза, иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление (п. 6.1 Порядка).
Согласно п. 17 Порядка по результатам рассмотрения заявления или ходатайства в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления или ходатайства к рассмотрению уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений, в том числе, о продлении срока временного пребывания - по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны в виде письменного решения (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) или по ходатайству иностранного гражданина или образовательной организации, указанной в подпункте 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, в виде резолюции на ходатайстве.
На основании п. 20 Порядка после принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению или ходатайству, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ и подпунктами 6.1 и 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина производится отметка о продлении срока временного пребывания путем проставления оттиска мастичного штампа размером 70 мм х 30 мм (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку).
Объективных данных о том, что Гаспарян Г.Э. обращался с заявлением о продлении срока пребывания и органом в сфере миграции было принято решение о продлении срока его пребывания в установленном порядке, не представлено, миграционная карта с отметкой, предусмотренной п. 20 Порядка, не представлена.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, судья считает доказанным, что Гаспаряном Г.Э. допущено нарушение требований миграционного законодательства, выразившееся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечению установленного срока пребывания, а именно, с 21.03.2022 по настоящее время, следовательно, действия Гаспаряна Г.Э. судья квалифицирует по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Действия Гаспаряна Г.Э. признаков уголовно наказуемого деяния не содержат.
Наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений в доказанности вины Гаспаряна Г.Э. не усматриваю.
Факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации Гаспаряном Г.Э. в ходе производства по делу не оспаривался.
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как установлено из объяснений Гаспаряна Г.Э. и следует из материалов дела, он длительное время до момента его выявления незаконно пребывал на территории Российской Федерации, никаких мер по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял, что свидетельствует об игнорировании установленного в Российской Федерации правопорядка, сведения об источниках дохода, в материалах дела отсутствуют, недвижимость на территории Российской Федерации не имеет. И напротив, на территории Армении имеет собственное жилье, семью (мать и брата, близкие связи с которыми не утрачены), а также реальную возможность трудоустроиться.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судья считает возможным учесть раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Принимая во внимание изложенное, учитывая положения статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение Гаспаряна Г.Э., отсутствие у него действительного документа, удостоверяющего личность (национальный паспорт недействителен, срок действия истек 20.07.2023), отсутствие устойчивых семейных отношений на территории Российской Федерации, данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что в случае возвращения в Республику Армения Гаспарян Г.Э. будет подвергнут опасности, а также отсутствия уважения к законам, действующим на территории Российской Федерации, судья считает необходимым назначить Гаспаряну Г.Э. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, с помещением в соответствии с частью 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
По настоящему делу имеется действительная необходимость применения меры ответственности в виде выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, что не нарушает нормы международного права, поскольку назначенное наказание в виде выдворения направлено на интересы общественной безопасности и общественного порядка.
Наличие у Гаспаряна Г.Э. родственника – брата, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на ее территории, не освобождает Гаспаряна Г.Э. от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
С учетом фактических обстоятельств и характера вменяемого Гаспаряну Г.Э. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Сведений о том, что Гаспарян Г.Э. не может содержаться в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановила:
Гаспаряна Г.Э. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (Две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: .......
Разъяснить, что в соответствии с частью 1.1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
До исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ поместить Гаспаряна Г.Э. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми (<адрес>).
Обязанности по временному содержанию Гаспаряна Г.Э. до его помещения в ЦВСИГ возложить на ОП № 3 Управления МВД России по г.Перми.
В соответствии с ч. 2 ст. 32.9 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства возложить на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов – Отделение судебных приставов по Кировскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Постановление в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Е.Г.Сирина