Дело №2-335/2023
УИД 53RS0015-01-2023-000231-17
Решение
Именем Российской Федерации
29 мая 2023 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Богданова Н.А.,
представителя ответчика МУП «Управляющая компания» Савченко А.И.,
при секретаре Бабаркиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания» об обязании произвести замену труб на водопроводных сетях,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУП «Управляющая компания» об обязании произвести замену труб на водопроводных сетях. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Батецкого района Новгородской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой выявлены нарушения в части ненадлежащего содержания муниципального имущества и организации водоснабжения населения. В частности, установлено, что постановлением Администрации Батецкого муниципального района от 02 февраля 2016 года №82 МУП «Управляющая компания» наделена статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Батецкого муниципального района Новгородской области. Постановлением Администрации Батецкого муниципального района от 20 апреля 2016 года №241 Предприятию на праве хозяйственного ведения передано и за ним закреплено муниципальное имущество - водопроводные сети общей протяженностью 56,6 км, в том числе: водопровод из стальных труб по <адрес> (100 м, d150, стальная труба, кадастровый номер №); водопровод от больницы по <адрес> (250 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (90 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (45 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружные водопроводные сети РДК по <адрес> (228 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружный водопровод телеком по <адрес> (310 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №). В рамках санитарно-гигиенического мониторинга в марте, мае, июне, июле, декабре 2022 года, а также в январе 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области проведены отборы и исследования питьевой воды у водоразборной колонки, расположенной у дома № по <адрес>. По результатам проведенных исследований установлено, что по всем периодам отбора проб выявлено несоответствие питьевой воды по санитарно-химическим показателям, а именно превышение уровня железа, а в марте 2022 года также были обнаружены общие (обобщенные) колиформные бактерии (при норме - отсутствие). С целью принятия необходимых мер по приведению указанных показателей качества питьевой воды в соответствие с гигиеническими нормативами Управление Роспотребнадзора по Новгородской области каждый раз информировало ответчика об имеющихся несоответствиях, однако, до настоящего времени МУП «Управляющая компания» действенных мер по улучшению качества питьевой воды, подаваемой абонентам по водопроводным сетям, расположенным о <адрес>, не приняло. Из сообщения МУП «Управляющая компания» износ водопроводных сетей составляет 100% и требуется их полная замена. Бездействие ответчика по надлежащему содержанию водопроводных сетей затрагивает права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения. Просил обязать МУП «Управляющая компания» в срок до 31 декабря 2023 года произвести замену труб на следующих водопроводных сетях: водопровод из стальных труб по <адрес> (100 м, d150, стальная труба, кадастровый номер №); водопровод от больницы по <адрес> (250 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (90 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (45 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружные водопроводные сети РДК по <адрес> (228 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружный водопровод телеком по <адрес> (310 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №).
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Батецкого района Новгородской области Богданов Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Управляющая компания» Савченко А.И. заявленные исковые требования признала, факт наделения МУП «Управляющая компания» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Батецкого муниципального района Новгородской области, нахождения в его владении на праве хозяйственного ведения спорных водопроводных сетей и его обязанности по их содержанию в надлежащем состоянии не оспаривала. При этом пояснила, что указанные водопроводные сети были переданы предприятию в ненадлежащем состоянии, с большим процентом износа и уже на тот момент нуждались в капитальном ремонте. Замена труб на указанных водопроводных сетях требует значительных финансовых вложений, а материальное положение Предприятия не позволяет выполнить данные работы без привлечения дополнительных средств. Кроме того, Предприятием регулярно проводятся мероприятия по улучшению качества питьевой воды, в том числе, промывка, дезинфекция водопроводных сетей.
Представитель третьего лица Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, сославшись на то, что, согласно сметному расчету, стоимость капитального ремонта водопроводных сетей по <адрес> составляет более 5 млн.рублей. Указанные средства ни в бюджете МУП «Управляющая компания», ни в бюджете муниципального района не предусмотрены, выделить их дополнительно в текущем году не представляется возможным в связи с отсутствием дополнительных источников дохода. При составлении бюджета на 2024 год планируется направление соответствующей заявки о выделении средств на проведение ремонта водопроводных сетей в рамках государственной программы Новгородской области.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал, что требования прокурора Батецкого района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41-42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.ч.1, 3 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона №416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно п.п.1-2 ч.1 ст.6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В соответствии с ч.1.1 ст.6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.23 указанного Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания ст.294 ГК РФ следует, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В судебном заседании установлено, что с 01 июня 2016 года на основании постановления Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 02 февраля 2016 года №82 МУП «Управляющая компания» определено гарантирующей организацией, осуществляющей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Батецкого муниципального района.
Из Устава МУП «Управляющая компания» следует, что Предприятие основано на праве хозяйственного ведения и является коммерческой организацией. Его учредителем является Администрация Батецкого муниципального района Новгородской области. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Постановлением Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 20 апреля 2016 года №241 МУП «Управляющая компания» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество, закрепленное за казной района, в том числе, водопровод из стальных труб по <адрес> (100 м, d150, стальная труба, кадастровый номер №); водопровод от больницы по ул<адрес> (250 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (90 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (45 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружные водопроводные сети РДК по <адрес> (228 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружный водопровод телеком по <адрес> (310 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №).
Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона на ответчика возложена обязанность по содержанию вышеуказанного имущества в надлежащем состоянии.
Вместе с тем, в рамках санитарно-гигиенического мониторинга в марте, мае, июне, июле, декабре 2022 года и в январе 2023 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области проведены отборы и исследование питьевой воды в п.Батецкий, в частности у водоразборной колонки, расположенной по адресу: <адрес> по результатам которых по всем периодам отбора проб выявлено несоответствие питьевой воды по санитарно-химическим показателям, а именно превышение уровня железа, а в марте 2022 года в пробах обнаружены общие (обобщенные) колиформные бактерии при норме - отсутствие. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими уведомлениями Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 14 марта 2022 года, 07 апреля 2022 года, 20 мая 2022 года, 15 июля 2022 года, 09 августа 2022 года, 28 декабря 2022 года, 16 февраля 2023 года, направленными в адрес МУП «Управляющая компания», и сторонами не оспаривались.
По информации Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области и МУП «Управляющая компания» от 21 марта 2023 года на балансе Предприятия находятся водопроводные сети общей протяженностью 56,6 км, из них ветхих сетей - 45,21 км или 86%, износ водопроводных сетей составляет 100%.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что водопроводные сети, указанные в исковом заявлении и расположенные на <адрес>, находятся в аварийном состоянии и требуется их замена. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривалось. Каких-либо доказательств обратного, в нарушение ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
Исходя из анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о водоснабжении населения лежит на МУП «Управляющая компания», при этом самостоятельная имущественная ответственность Предприятия не освобождает Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области как собственника водопроводных сетей от обязанности по организации таких работ.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Батецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования в части возложения на МУП «Управляющая компания» обязанности произвести замену труб на спорных водопроводных сетях законны, обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам представителей ответчика и третьего лица отсутствие достаточного финансирования, высокий процент износа имущества на момент его передачи, а также проведение мероприятий по улучшению качества воды в виде промывки и дезинфекции водопроводных сетей, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Прокурор Батецкого района Новгородской области просит обязать ответчика выполнить действия по замене труб на водопроводных сетях в срок до 31 декабря 2023 года.
Вместе с тем, принимая во внимание объем подлежащих выполнению работ, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по замене труб на водопроводных сетях требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает возможным установить срок в 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вопреки доводам участвующих лиц, оснований для установления более короткого или более длительного срока исполнения обязательств суд не усматривает.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания», ОГРН №, об обязании произвести замену труб на водопроводных сетях удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести замену труб на следующих водопроводных сетях: водопровод из стальных труб по <адрес> (100 м, d150, стальная труба, кадастровый номер №); водопровод от больницы по <адрес> (250 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (90 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); водопроводные сети по <адрес> (45 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружные водопроводные сети РДК по <адрес> (228 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №); наружный водопровод телеком по <адрес> (310 м, d100, 150, чугун, кадастровый номер №).
В удовлетворении остальной части исковых требований (в части срока исполнения) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.А.Малышева
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 года
Председательствующий М.А.Малышева