дело ...
03RS0...-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
25 апреля 2024 года ... РБ
Советский районный суд ... Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ронжиной Е.А.
при секретаре судебного заседания Камаловой А.Р.,
с участием представителя истца Кулакова П.И. - Абдуганиева А.Р., действующего на основании доверенности от < дата >,
представителя ответчика Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" - Шайхутдинова Д.Р., действующего на основании доверенности от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулакова П. И. к Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании акта выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома недействительным, применении последствий недействительности, обязании исполнить первоначальную программу капитального ремонта в соответствии с перечнем работ, утвержденных собранием собственников,
У С Т А Н О В И Л :
Кулаков П.И. обратился в суд с исковым заявлением к Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании акта выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома недействительным, применении последствий недействительности, обязании исполнить первоначальную программу капитального ремонта в соответствии с перечнем работ, утвержденных собранием собственников.
В обоснование требований указав, что является председателем Совета МКД расположенного по адресу: Респ.Башкортостан, ..., наделённый собственниками МКД правом выступать в суде, уполномоченный на приёмку работ по капитальному ремонту.
В 2018 году в МКД ... по ..., в рамках реализации Республиканской программы капремонта, проводился капремонт крыши по решению собрания собственников, в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ, утвердившим:
1. перечень услуг и работ по капитальному ремонту,
2. предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту,
3. лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
НОФ «Региональный оператор РБ» с ООО «УралСтройТрансКом» был заключен договор подряда ... С/Ю от < дата > на выполнение работ по капитальному ремонту крыши ... в .... Капитальный ремонт крыши проводился в сроки: начало работ - < дата >, окончание работ - < дата >. Данный факт подтвержден «актом сдачи завершенных работ по капитальному ремонту» от < дата > в нарушение ч.5 ст. 189; ч.2 ст.190; п.5 ч.2 ст.182 ЖК РФ; ст. 18 Закона РБ от 28.06.13г....-з, подписанный посторонним лицом, противозаконно введённым в состав приёмной комиссии «Регоператором РБ».
С результатом данного акта сдачи завершенных работ по капитальному ремонту от 01.10.2018г. как уполномоченный собственниками на приёмку работ по капитальному ремонту не согласен, полагает, что ремонт выполнен не полностью, не качественно и с нарушением требований Жилищного Кодекса РФ и другого жилищного законодательства.
Предъявленный Кулакову П.И., уполномоченному собственниками для приёмки работ и подписания актов, акт выполненных работ был подписан с замечаниями, что не удовлетворило регоператора и подрядчика. Регоператором противозаконно была создана новая комиссия по приёмке работ и подписании актов, в нарушение прямого указания Закона п.5 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 3 статьи 18 Закона Республики Башкортостан от < дата > ...-з, из состава которой преднамеренно исключили уполномоченного собранием собственников лицо, для приёмки работ и подписания актов и преднамеренно ввели в состав комиссии постороннее лицо, не имеющее отношения к МКД.
НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан» при подписании акта приемки выполненных работ преднамеренно нарушил ч.2 ст.190 ЖК РФ и со стороны собственников помещений не допустил к подписанию акта уполномоченное лицо от собственников помещений многоквартирного дома, а именно Кулакова П. И., для того что бы исключить включения в акт все незаконные изменения в проект работ по капитальному ремонту крыши и все замечания по некачественно выполненным работам, акт от
01.10.2018 был подписан посторонним лицом. НОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" в нарушение прямого указания законов ЖК РФ и Закона Республики Башкортостан от < дата >...- з, в нарушение решения собрания собственников, не имея на то прав и полномочий, в нарушение прямого указания закона п.4 ч.2 ст182 ЖК РФ, обязанностью регоператора является: «4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации» незаконно внёс изменения в проект.
В результате неоднократных обращений Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена проверка. В ходе проверки были выявлены нарушения и в адрес НОФ «Региональный оператор РБ» выдано предписание №ЮО-19-099-066 от < дата >г., на устранение выявленных нарушений до 30.08.2019г. В марте 2020 ... РБ по жилищному и строительному надзору, в отношении НОФ «Регоператор РБ» направлено уведомление о принятии мер административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания, так же выдано предписание № ЮО-20-458-033 от 24.03.2020г. с новым сроком исполнения 30.08.2020г., но выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.
НОФ «Региональный оператор РБ» законность предписания была оспорена в Арбитражном суде РБ (дело №А07-27404/2019).
До настоящего времени предписание Госкомжилстройнадзора ... от < дата >г., № ЮО-20-458-033 от 24.03.2020г на устранение выявленных нарушений до 30.08.2020г. не исполнено.
На основании изложенного просит признать акт выполненных работ по капремонту крыши нашего МКД от < дата > недействительным, применить последствия недействительности сделки, и обязать НОФ «Регоператор РБ» исполнить первоначальную программу капремонта в соответствии с перечнем работ, утверждённых собранием собственников.
В судебном заседании представитель истца Кулакова П.И. - Абдуганиев Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, суду пояснил, что истец как председатель МКД не присутствовал при подписании акта < дата > о приеме работ по капитальному ремонту его не извещали. О наличии акта узнал в 2018 г. полагал, что нарушены права истца как собственника жилого помещения и председателя дома в целом, так как работы по капитальному ремонту выполнены не в полном объеме.
Представитель ответчика Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" - Шайхутдинов Д.Р., в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности в связи с чем требования удовлетворению не подлежат.
Истец Кулаков П.И., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие, третьи лица ООО "УралСтройТрансКом", ООО УК "ЖилКомплект", ООО «Проектный институт БАШЖИЛКОММУНПРОЕКТ», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1,2,3 ст.178 ЖК РФ Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3-5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг И' (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных данной частью.
В соответствии с частями 5 - 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Кулаков П.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Респ.Башкортостан, ..., а также является председателем Совета МКД расположенного по адресу: Респ.Башкортостан, ..., наделённый собственниками МКД правом выступать в суде, уполномоченный на приёмку работ по капитальному ремонту.
< дата > протоколом внеочередного общего собрания собственников жилого ... на повестку дня поставлены вопросы:
1. Об утверждении перечня работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома;
2. Утверждение сроков проведения капитального ремонта общего имущества дома;
3. Утверждение укрупненного расчета на капитальный ремонт крыши;
4. Определение источника финансирования капитального ремонта;
5. Избрание лица, уполномоченного от имени всех собственников помещений в МКД участвовать в обследовании технического состояния МКД и приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В 2018 году в МКД ... по ..., в рамках реализации Республиканской программы капремонта, проводился капремонт крыши по решению собрания собственников, в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ.
< дата > между НОФ «Региональный оператор РБ» и ООО «УралСтройТрансКом» заключен договор подряда ... С/Ю от < дата > на выполнение работ по капитальному ремонту крыши ... в .... Как следует из договора срок выполнения работ не позднее < дата >.
Предъявленный Кулакову П.И., уполномоченному собственниками для приёмки работ и подписания актов, акт выполненных работ был подписан с замечаниями.
< дата > приемочной комиссией в составе заместителя главного директора НОФ «Региональный оператор РБ» Гадельшина А.В., а также членов представителей заказчика: комиссии начальника ОКР 2 по Южной зоне НОФ «Региональный оператор РБ» Мирхазова А.Ф., начальника ОСК НОФ «Региональный оператор РБ» Юлдашева С.В., заместителя начальника ОКР 2 по Южной зоне НОФ «Региональный оператор РБ» Бикмеева И.И., ведущего инженера ОСК НОФ «Региональный оператор РБ» Микрюкова С.Г., представителя подрядной организации ООО «УралСтройТрансКом» Конторщикова В.А., представителя управляющей организации директора УК «лазурная» Петровой О,В., представителя собственников жилья члена общественного совета НОФ «Региональный оператор РБ» Валишина И.З., представителе Органов местного самоуправления заместителя главы администрации ГО ... РБ Ермолаева А.П., начальника МКУ ОЖКХ ... Гарифуллина И.Р., представителя проектной организации ГИП ОО ПИ «Башжилкоммунпроект» Фроловичевой О.Н. составлен акт сдачи завершенных работ по капитальному ремонту. Согласно которому предъявленные к приемке законченные капитальные ремонтом многоквартирного дома по адресу: ГО ... приняты в эксплуатацию.
В результате неоднократных обращений Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена проверка.
В ходе проверки были выявлены нарушения и в адрес НОФ «Региональный оператор РБ» выдано предписание №ЮО-19-099-066 от < дата >г., на устранение выявленных нарушений до 30.08.2019г.
В марте 2020 ... РБ по жилищному и строительному надзору, в отношении НОФ «Регоператор РБ» направлено уведомление о принятии мер административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания, так же выдано предписание № ЮО-20-458-033 от 24.03.2020г. с новым сроком исполнения 30.08.2020г., но выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.
Истец просит признать вышеуказанный акт недействительным по тем основаниям, что акт подписан посторонним лицом, не имеющим полномочий на подписание подобного документа.
Между тем, суд полагает, что указанное истцом обстоятельство подписания акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества дома от < дата > не является достаточным основанием для признания указанного акта недействительным, учитывая, что иные члены комиссии данный акт подписали.
Обоснованных претензий к качеству выполненных в 2018 году ремонтных работ в адрес НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан» от истца, либо жителей МКД не поступали. Протечек крыши ... в ... не происходит. Исковое заявление не содержит каких-либо подтверждений того, что капитальный ремонт крыши выполнен в 2018 году некачественно.
Претензии собственников помещений связаны с неудовлетворительным качеством содержания и обслуживания крыши и общедомового инженерного оборудования, расположенного на чердаке дома. Именно по указанным причинам происходит сверхнормативное накопление снега и наледи на кровле.
Во исполнение ч. 2 ст. 190 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РБ от < дата > ... утверждены Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В силу п. 2.3 Порядка представители Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Общественного совета при региональном операторе могут осуществлять содействие собственникам помещений многоквартирных домов при приемке выполненных работ по капитальному ремонту, а также присутствовать на заседании комиссии по приёмке выполненных работ и подписывать соответствующие акты.
Согласно п. 3.4 Порядка если член комиссии (за исключением представителя технического заказчика; представителя организации, осуществляющей строительный контроль, авторский надзор; представителя подрядчика), отказавшийся от подписания акта приемки, не представил письменный мотивированный отказ либо представленный письменный отказ не содержит мотивированное обоснование принятого им решения, комиссия в течение одного рабочего дня принимает решение о подписании акта приемки членами комиссии без замечаний. В данном случае для приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту достаточно наличия подписей большинства членов комиссии.
Акт приёмки выполненных работ по капитальному ремонту крыши ... в ... подписан большинством членов приёмочной комиссии.
Довод истца о том, что акт приёмки выполненных работ по капитальному ремонту крыши ... в ..., является недействительным по причине отсутствия его подписи, является несостоятельным и противоречит действующему законодательству.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по заявленным требованиям.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от < дата > N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» определено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что работы по капитальному ремонту, а также подписание оспариваемого акта прошли более 5 лет назад.
В феврале 2019 года Кулаков П.И. обратился в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору по вышеуказанному вопросу. Таким образом, с февраля 2019 года Истец знал о наличии обстоятельств, являющихся, по его мнению, основанием для признания сделки недействительной.
Согласно ч. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Установление срока исковой давности обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, имея в виду, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный срок, а должник вправе знать, как долго он будет отвечать перед кредитором.
Следовательно, начало течения срока исковой давности по требованиям Кулакова П.И. следует исчислять с февраля 2019 года.
Гражданским кодексом РФ установлен закрытый перечень случаев приостановления (ст. 202) и перерыва (ст. 203) течения срока исковой давности. Сторонами по делу не совершались действия, предусмотренные приведёнными нормами.
Истцом Кулаковым П.И. не представлены доказательства препятствующие для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от < дата > ... «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кулакова П. И. к Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании акта выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома недействительным, применении последствий недействительности, обязании исполнить первоначальную программу капитального ремонта в соответствии с перечнем работ, утвержденных собранием собственников ввиду необоснованности и пропуска срока исковой давности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кулакова П. И. к Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании акта выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома недействительным, применении последствий недействительности, обязании исполнить первоначальную программу капитального ремонта в соответствии с перечнем работ, утвержденных собранием собственников - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, через Советский районный суд ....
Судья Е.А.Ронжина
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено < дата >.