Дело № 2-868/2021
УИД 43RS0010-01-2021-001468-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2021 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мининой В.А.,
при секретаре Староверовой К.А.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вятскополянского межрайонного прокурора к Администрации МО Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области, МУП "Краснополянский водоканал" о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в Вятскополянский районный суд Кировской области с исковым заявлением к Администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района, МУП "Краснополянский водоканал", в котором с учетом уточненных исковых требований просил обязать ответчиков устранить нарушения природоохранного законодательства посредством доведения качества сточных вод по выпуску в водный объект - р.Вятка в соответствие с нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, утвержденных КВУ от 25.02.2016 № 89.
В обоснование своих требований указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоотведении и природоохранного законодательства в деятельности администрации Краснополянского городского поселения, в ходе которой установлено, что на территории пгт.Красная Поляна Вятскополянского района располагаются очистные сооружения, собственником которых является администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района, с 07.04.2021 они переданы в хозяйственное ведение МУП «Краснополянский водоканал». В декабре 2020 года межрайонной прокуратурой и феврале 2021 года управлением Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведены проверки очистных сооружений, в ходе которых выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ в сточной воде. Так, пробах сточной воды от 03.12.2020 выявлено превышение нормативов содержания загрязняющих веществ и показателей в сбрасываемых сточных водах по: ХПК (10 раз), ионам-аммония (180 раз), железу общему (8,9), фосфат-ионам (68,5) и взвешенным веществам (11,05), что является нарушением п.10 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 18.05.2017 и ч.б ст.56 ВК РФ. С 01.01.2019 объекту №П «очистные сооружения» присвоена 2 категория. После очистки сточная вода движется по водоотводящей системе через пгт.Красная Поляна в сторону р.Вятка. При визуальном осмотре установлено, что водоотводящая система покрыта льдом. При осмотре участка системы водоотведения в районе *** и *** пгт.Красная Поляна зафиксировано отсутствие движение сточных вод.
В силу ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Администрация в ходе эксплуатации очистных сооружений, при осуществлении сброса сточных вод в р.Вятка, нарушает указанные требования закона, допускает загрязнение окружающей среды недостаточно очищенными сточными водами и нарушает законное право жителей пгт.Красная Поляна и Вятскополянского района на благоприятную окружающую среду.
Согласно информации Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от *** для устранений нарушений законодательства необходимо провести реконструкцию очистных сооружений, расположенных на территории в пгт.Красная поляна. При этом собственником комплекса очистных сооружений мер к реконструкции и устранении нарушений законодательства не принимается. Межрайонной прокуратурой в адрес администрации Краснополянского городского поселения - собственнику комплекса очистных сооружении вносилось 27.05.2021 представление об устранении нарушений природоохранного законодательства и о водоотведении. По результатам рассмотрения мер к устранению природоохранного законодательства не принято.
МУП «Краснополянский водоканал» в ходе эксплуатации очистных сооружений, при осуществлении сброса сточных вод в р.Вятка, нарушает указанные требования закона, допускает загрязнение окружающей среды недостаточно очищенными сточными водами и нарушает законное право жителей пгт.Красная Поляна и Вятскополянского района на благоприятную окружающую среду. При этом собственником комплекса очистных сооружений мер к устранению природоохранного законодательства длительное время не применяется.
В последующем Вятскополянский межрайонный прокурор уточнил исковые требования, просил обязать МУП "Краснополянский водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ водный объект - р.Вятка с утверждением его Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в срок до 31.112.2021;
Обязать Администрацию МО Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области и МУП "Краснополянский водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства посредством доведения качества сточных вод по выпуску в водный объект - р.Вятка в соответствие с нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, утвержденных КВУ.
От ответчика МУП «Краснополянский водоканал» поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что Постановлением Администрации Краснополянского городского поселения от *** № в хозяйственное ведение МУП «Краснополянский водоканал» передан комплекс очистных сооружений пгт. Красная Поляна. Поскольку данные очистные сооружения находятся фактически в разрушенном состоянии и не обеспечивают очистку сточных вод, главой администрации Вятскополянского района было инициировано заседание комиссии с участием представителей Министерства охраны окружающей среды Кировской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области с целью выработки определенных мер по недопущению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении сброса сточных вод в р. Вятка.
В результате заседания комиссии собственнику вышеуказанного имущества Администрации Краснополянского городского поселения было рекомендовано произвести техническое обследование комплекса очистных сооружений и на основании экспертного заключения принять решение либо по дальнейшему использованию существующих очистных сооружений либо по строительству новых.
Рекомендации комиссии были исполнены, *** между администрацией Краснополянского городского поселения и Кировским областным государственным унитарным предприятием «Агентство энергосбережения» был заключен договор на техническое обследование очистных сооружений. По мере выполнения данного обследования на основании выданного КОГУП «Агенство энергосбережения» технического отчета будет разработан план водоохранных мероприятий и подано заявление на приобретение права пользования водным объектом.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На данный момент Министерство охраны окружающей среды Кировской области не имеет возможности предоставить МУП «Краснополянский водоканал» участок р.Вятка в пользование, в связи с тем, что до сих пор не прекращено право пользования водным объектом, предоставленного ООО «Краснополянский Жилкомхоз», на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ***, поскольку заявления о досрочном прекращении права пользования водным объектом от ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в адрес министерства не поступало. В настоящий момент министерством охраны окружающей среды Кировской области подано исковое заявление в Арбитражный суд Кировской области в отношении ООО «Краснополянский Жилкомхоз» о принудительном прекращении права пользования водным объектом.
На основании вышеизложенного, МУП «Краснополянский водоканал» гарантирует до 31.12.2021 получить решение на пользование водным объектом, а также произвести разработку и утверждение проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект.
Прокурор Давлятшина Р.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика МУП «Краснополянский водоканал» Зимин А.В., Баглик Г.Н. поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Администрации МО Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области Хашимов А.А. в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, представил заявление, в котором просил рассмотреть без их участия. В отзыве относительно заявленных требований указал, что требования истца законны и обоснованны, в связи с чем иск признают в полном объеме.
Представитель третьего лица Камского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов Дудин Д.В. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия. В отзыве относительно заявленных требований указал, что расчёт НДС осуществляется водопользователем в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом № 1118 Минприроды России от 29 декабря 2020 г. Нормативы определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 778) (далее - постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя. При сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.
Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4220; 2019, N 30, ст. 4097) (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду. НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики. Нормативы установленные и утверждённые Приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства от 24.02.2016 № 89 были установлены для другого предприятия, срок действия НДС закончился 25.02.2021, и в настоящее время не действуют.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области Гизатуллин И.М. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия. Указал, что исковые требования прокурора поддерживают.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пункт 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации прямо запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сформулированный Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" принцип презумпции экологической опасности, закрепленный в ст. 3 Закона, означает, что нарушение требований экологического законодательства не требует специальной оценки экологической опасности, а предполагает возможность возникновения экологически опасных последствий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что в декабре 2020 г. межрайонной прокуратурой и феврале 2021 г. управлением Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведены проверки очистных сооружений, в ходе которых выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ в сточной воде.
Так, в пробах сточной воды от *** выявлено превышение нормативов содержания загрязняющих веществ и показателей в сбрасываемых сточных водах по: ХПК (10 раз), ионам-аммония (180 раз), железу общему (8,9), фосфат-ионам (68,5) и взвешенным веществам (11,05), что является нарушением п.10 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 18.05.2017 и ч.б ст.56 ВК РФ. С 01.01.2019 объекту №П «очистные сооружения» присвоена 2 категория.
Согласно Акту поверки Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № в отношении ООО «Краснополянский жилкомхоз» от *** выявлено превышение нормативов содержания загрязняющих веществ и показателей в сбрасываемых сточных водах по: ХПК (18,5 раз), ионам-аммония (180 раз), железу общему (11,4), фосфат-ионам (27,6) и взвешенным веществам (22,86), БПК5 (49,6), нефтепродуктам (10,4), АПАВ (3,4), что является нарушением п.10 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование от *** и ч.б ст.56 ВК РФ.
*** Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе в отношении Администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района вынесено Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Постановлением Администрации Краснополянского городского поселения от *** № комплекс очистных сооружений передан в хозяйственное ведение МУП «Краснополянский водоканал».
*** в адрес Администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Вятскополянским межрайонным прокурором вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о водоотведении и природоохранного законодательства, указав, что Администрация в ходе эксплуатации очистных сооружений при осуществлении сброса сточных вод в р.Вятка нарушает требования законодательства, допускает загрязнение окружающей среды недостаточно очищенными сточными водами и нарушает законное право жителей пгт.Красная Поляна и Вятскополянского района на благоприятную окружающую среду. Для устранения нарушений законодательства необходимо провести реконструкцию очистных сооружений, расположенных на территории пгт.Красная Поляна.
На указанное Представление Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района представила сведения о том, что арендные отношения между органами местного самоуправления и ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в отношении объектов водоотведения начались *** заключением договора аренды № (Договор-149), на основании которого Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вятскополянского района передал в аренду ООО «Краснополянский Жилкомхоз» объекты системы водоотведения (канализационные сети, канализационные насосные станции, коллекторы, насосы, комплекс очистных сооружений, оборудование и специализированную технику). Указанный договор был заключён сроком на 11 месяцев и ежегодно продлевался на такой же срок.
Впоследствии комплекс очистных сооружений, земельный участок под ним и соответствующее оборудование были переданы Управлением земельно-имущественных отношений администрации Вятскополянского района в аренду ООО «Краснополянский Жилкомхоз» на основании договора аренды от *** № (Договор-251). Указанный договор заключён сроком до *** и зарегистрирован в органах Росреестра.
При этом в Договоре-251 оборудование очистных сооружений, передаваемое в составе комплекса очистных сооружений (насосы, моторы, турбины, оборудование лаборатории, доочистки, дозаторной, электролизной, машинного зала, камер смешения, аэротенков, стабилизаторов, минерализаторов, иловых отстойников и другое) отдельно поименовано не было.
В силу определенных сторонами условий договора бремя содержания арендованного имущества несет арендатор. Таким образом, на ООО «Краснополянский Жилкомхоз» возлагалась обязанность своими силами и средствами осуществлять комплекс мероприятий для полноценного функционирования очистных сооружений в целях оказания качественных услуг населению пгт.Красная Поляна.
В 2020 г. ООО «Краснополянский Жилкомхоз», пользуясь ситуацией разделения единого имущественного комплекса на две составные части (водоотведение и очистка), предприняло попытку отказаться от оказания населению услуг по водоотведению и от обслуживания водоотводящих (канализационных) сетей. В частности, *** от ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в адрес администрации Краснополянского городского поселения поступило уведомление от *** № об отказе от продления договора аренды от *** №. В результате канализационные сети со стороны ООО «Красноплянский Жилкомхоз» перестали обслуживаться, а население пгт.Красная Поляна оказалось в ситуации затопления жилых домов сточными (канализационными) водами.
В связи с чем, администрация Краснополянского городского поселения вынуждена была обратиться в Арбитражный суд Кировской области с иском к ООО «Краснополянсхсий Жилкомхоз» о расторжении договора № и возврате комплекса очистных сооружений. Решением Арбитражного суда Кировской области *** по делу № А28-9532/2020 Договор-251 расторгнут.
Со стороны администрации предпринимались все возможные меры для разрешения сложившейся ситуации:
велась работа с ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в лице контролирующих его лиц Череповой О. Г,, Чернова С.А. с целью привлечь указанную организацию для выполнения тех работ, которые она обязана выполнять, получая с населения плату за водоотведение и очистку;
привлекались физические лица, в том числе из числа работников ООО «Краснополянский Жилкомхоз», для очистки канализационных сетей и устранения возникающих заторов;
принимались меры юридического характера по передаче сетей и очистных сооружений, по взысканию долгов, расторжению Договора-251;
- направлялись соответствующие заявления и обращения в правоохранительные органы, Вятскополянскую межрайонную прокуратуру, прокуратуру Кировской области, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Кировскую межрайонную природоохранную прокуратуру, Управление Президента Российской Федерации, Министерство строительства Кировской области, Министерство охраны окружающей среды Кировской области, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а также давались пояснения;
направлялись запросы и уведомления в РСТ по Кировской области.
По инициативе МКУ администрации Краснополянского городского поселения была проведена проверка очистных сооружений Управлением Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, в ходе которой выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ в сточной воде, при этом факт дотекания объекта в р.Вятка не зафиксирован.
В настоящее время с *** имущество комплекса очистных сооружений, канализационные сети и иное, ранее арендуемое ООО «Краснополянский Жилкомхоз» имущество, передано МУП «Краснополянский водоканал» на праве хозяйственного ведения.
Как пояснил в судебном заседании директор МУП «Краснополянский водоканал» Зимин А.В. они намерены провести работу по приведению очистных сооружений в соответствие с нормами законодательства.
Представитель ответчика Администарции Краснополянского городского поселения Хашимов А.А. в отзыве относительно заявленных требований исковые требования прокурора признал в полном объеме.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу об удовлетворении требований Вятскополянского межрайонного прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МУП "Краснополянский водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект - р.Вятка с утверждением его Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в срок до 31.12.2021.
Обязать Администрацию МО Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области и МУП "Краснополянский водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства посредством доведения качества сточных вод по выпуску в водный объект - р.Вятка в соответствие с нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, утвержденных Камским БВУ, в срок до 01.09.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья В. А. Минина
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2021 г.