Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-748/2022 ~ М-574/2022 от 19.05.2022

УИД 04RS0020-01-2022-001019-52                                                 № 2-748-2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северобайкальск                                                                               28 июня 2022 года

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,

с участием помощника межрайонного прокурора Ильязовой С.Д.,

представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» врио директора Оводневой А.П.,

представителя третьего лица АМО «город Северобайкальск» Лебедевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» о понуждении устранения нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонной прокурор обратился в суд с иском, указывая, что проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности образовательных учреждения, которой установлено, что в нарушение пп. «е» п. 3, пп. «а», «г» п. 4 Порядка при входе в здание МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, а также тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц по всему пути передвижения инвалида, в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, отсутствуют индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура. Со ссылкой на ст. 7 Конституции РФ, п.2 ст.3 ст.28, ст. 5 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», ст.ст. 2,15 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 года № 1309 указывает, что несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Изменение конструктивных элементов здания общеобразовательного учреждения представляет собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации. Просит суд обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности путем размещения при входе в здание образовательной организации выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания; в задании образовательной организации – тактильных табличек с указанием кабинетов, выходов, поворотов, лестниц по всему пути передвижения инвалида; приобретения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д. иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить, указав срок исполнения в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» врио директора Оводнева А.П. с требованиями иска согласилась, но полагала необходимым установить срок исполнения решения суда до 2025 года, поскольку учреждение построено в 2017 году с учетом требований «дорожной карты», отсутствием необходимого финансирования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, администрации МО «город Северобайкальск» Лебедева И.А. придерживалась позиции ответчика.

Третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований на стороне ответчика, Управление образования, Комитет по управлению городским хозяйством МО «город Северобайкальск», надлежаще уведомлённые, в суд своих представителей не направили. Возражений относительно иска в суд не поступило.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Пунктами 3 и 4 указанного документа установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункт 7).

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что при входе в здание отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц по всему пути передвижения инвалида, а также на кабинетах, отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания; не производится дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, отсутствует информационное табло для лиц с нарушением слуха; отсутствуют в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура, а также сменные кресла-качалки, пандусы либо подъемные платформы, доступные санитарно-гигиенически помещения, выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов. Паспорт доступности конкретные предложения по принятию управленческих решений по сроками и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии требованиями законодательства РФ не содержит.

Указанное нашло отражение в справке о результатах проверки от 30.03.2022 года.

Из паспорта доступности по состоянию на 12.05.2020 года следует, что в здании МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 организация доступности объекта для инвалидов с нарушениями зрения, слуха доступно условно.

Таким образом, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в помещение образовательного учреждения нарушает права неопределенного круга лиц. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, судом не установлено, в этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению.

Доказательств обратного у суда не имеется, обстоятельства, выявленные проведенной проверкой в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В этой связи судебные издержки взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Северобайкальского межрайонного прокурора к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» о понуждении устранения нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов - удовлетворить.

Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг:

- путем размещения при входе в здание образовательной организации выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания;

- путем размещения в здании образовательной организации - тактильных табличек с указателями кабинетов, выходов, поворотов, лестниц по всему пути передвижения инвалида;

- приобретения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                 подпись                             В.В. Григорьева

                 Копия верна. Судья                                       В.В. Григорьева

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 05.07.2022 года.

2-748/2022 ~ М-574/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МАОУ "СОШ № 3"
Другие
Комитет по управлению городским хозяйством Администрации МО «город Северобайкальск»
Управление образование администратции МО "г. Северобайкальск"
Администрацию МО «город Северобайкальск»
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Подготовка дела (собеседование)
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Дело оформлено
28.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее