УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2022 г. с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи - Лиджиева В.Т.,
при секретаре - Зайцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акиповой ФИО8 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, клиентской службе (на правах отдела) в <адрес> Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы и ухода за детьми в страховой стаж, и назначении пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Акипова Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы и ухода за детьми в страховой стаж и, назначении пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых пенсиях», предоставив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом принято решение об отказе в установлении пенсии, ввиду отсутствия требуемого страхового стажа, который у неё на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>, а должен составлять <данные изъяты>. Из вышеуказанного решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии не видно, какие периоды включены в её страховой стаж, а какие нет.
Просит суд решение об отказе в установлении ей страховой пенсии по старости признать незаконным, обязать пенсионный орган включить в её страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «<данные изъяты>» ФИО1 (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе им. Ф. ФИО1 (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Калмыцкой АССР (<данные изъяты>), периоды отпуска по уходу за детьми: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения - <данные изъяты>, период ухода за лицом, достигшим <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
До вынесения судом решения по существу, представителем пенсионного органа представлено возражение, в котором просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, где указано, что все периоды, заявленные ФИО2 в исковом заявлении, как подлежащие включению в её страховой стаж, были учтены пенсионным органом при вынесении решения об отказе в установлении пенсии, с учетом всех включенных периодов в страховой стаж истицы составляет <данные изъяты>, при необходимой продолжительности <данные изъяты> страхового стажа.
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала свои исковые требования.
Представитель пенсионного органа, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не признав исковых требований.
Представитель Клиентской службы (на правах группы) в <адрес> ОПФР по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ), который в соответствии со ст. 36 вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением частей 14 и 15 ст. 17, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Требованиями ч. 1 ст. 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения, предусматривающие поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии 13 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4 (статья 35 ФЗ «О страховых пенсиях»).
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, положениями п. 3 ст. 12 названного Закона, предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного Закона № 400-ФЗ, могут быть зачтены иные (нестраховые) периоды, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела Акипова Д.А. осуществляла трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа совхоза «<данные изъяты>» ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разнорабочей в совхозе имени Ф. ФИО1 <адрес> <данные изъяты> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе <данные изъяты>» <адрес> <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки серии ГТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной клиентской службой (на правах группы) в <адрес> ОПФР по <адрес>, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет уход за лицом, достигшим возраста 80 лет.
ФИО2 приходится матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии № №, от ДД.ММ.ГГГГ серии № №, от ДД.ММ.ГГГГ серии № №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, поскольку на дату обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ её страховой стаж составил <данные изъяты>.
Из пенсионного дела № в отношении ФИО2, возражения, представленного представителем пенсионного органа, и расчета, приложенного к возражению, следует, что все периоды, заявленные в исковом заявлении ФИО2 включены пенсионным органом в её страховой стаж, а именно периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 08 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 5 месяцев 22 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 4 месяца 26 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 16 дней), что по расчету суда составляет 11 лет 8 месяцев 5 дней.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 о включении в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «<данные изъяты>» ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе им. Ф. ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Калмыцкой АССР, периоды отпуска по уходу за тремя детьми, период ухода за лицом, достигшим 80 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат, поскольку все эти периоды были включены в страховой стаж ФИО2 и учтены пенсионным органом при вынесении обжалуемого решения об отказе в установлении пенсии.
Для получения страховой пенсии по старости необходимо одновременное соблюдение следующих условий - достижение требуемого возраста, продолжительность страхового стажа и наличие необходимой величины индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Судом установлено, что на дату обращения истца ФИО2 в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, то есть ДД.ММ.ГГГГ, её страховой стаж составлял 11 лет 8 месяцев 5 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 22,680, при требуемом стаже - 13 лет, и индивидуальном пенсионном коэффициенте - 23,4.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения в пенсионный орган, но не ранее возникновения права.
Довод истца ФИО2 о том, что она по настоящее время осуществляет уход за лицом, достигшим 80 лет, и её страховой стаж ещё больше увеличился, суд не принимает во внимание.
Период ухода за лицом, достигшим 80 лет, по настоящее время судом при вынесении решения не учитывается, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, страховая пенсия назначается со дня обращения в пенсионный орган, но не ранее возникновения права.
На момент обращения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган право для назначения страховой пенсии у неё не возникло.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем, отказ пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Акиповой ФИО9 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, клиентской службе (на правах отдела) в <адрес> Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы и ухода за детьми в страховой стаж, и назначении пенсии по старости - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: ерна.
Судья: В.Т. Лиджиев.