Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-387/2022 от 13.07.2022

Судья Александрова Е.А.                      Дело № 7-387/2022

РЕШЕНИЕ

29 сентября 2022 года                         город Новосибирск

    

    Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Костюкова И.О. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 25 мая 2022 года,

                        установил:

постановлением № Ж-1508-в/2 заместителя начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Костюкова И.О. от 19 января 2022 года исполнительный директор ООО «Новосибирский рыбзавод» Глушко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, исполнительный директор ООО «Новосибирский рыбзавод» Глушко С.В. обратился с жалобой в районный суд.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 25 мая 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, должностное лицо Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Костюков И.О. обратился в Новосибирский областной суд с жалобой, в которой просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В доводах жалобы указывает, что оборотоспособность диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Такой оборот регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года №156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 23 апреля 2015 года №191.

Согласно Приказу Минприроды России от 3 сентября 2003 года №798, пункту 3 Рекомендаций для юридических или физических лиц, получивших разрешение (распорядительную лицензию), содержание диких животных в неволе или выпуск в естественную природную среду должны осуществляться в соответствии с указанными в разрешении условиями в целях, установленных Постановлением Правительства №156. Разрешение (распорядительная лицензия) не выдается на оборот животных, разведенных в неволе, за исключением выпуска в естественную природную среду в целях сохранения и (или) пополнения природной популяции указанных животных.

На основании изложенного заявитель полагает, что судья при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, в связи с чем решение подлежит отмене.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав объяснения Глушко С.В., его защитника Черепанову О.А., должностное лицо Кенника А.А., прихожу к следующему.

Статьей 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как следует из протокола об административном правонарушении, исполнительный директор ООО «Новосибирский рыбзавод» Глушко С.В. допустил нарушение природоохранного законодательства, а именно 16 ноября 2021 года в водный объект (<адрес>) осуществлен выпуск молоди Сибирского осетра (обская популяция Acipenser baerii), находящегося под угрозой исчезновения видов животных и занесенного в Красную книгу Российской Федерации, в количестве 20 000 экземпляров, без разрешения (распорядительной лицензии) на их оборот, в том числе в условиях, которые могли повлечь гибель рыбы.

Постановлением должностного лица Росприроднадзора от 19 января 2022 года Глушко С.В. привлечен к административной ответственности по статье 8.35 КоАП РФ.

Судья районного суда, прекращая производство по делу, исходил из того, что отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, в частности Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) и в соответствии с названным Федеральным законом наличие специального разрешения требуется лишь на добычу водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу России. Статья 24 Федерального закона № 52-ФЗ является общей по отношению к статье 27 Федерального закона № 166-ФЗ. При этом, выпуск рыбоводной продукции в водный объект не относится к обороту, под которым понимается совершение сделок и иных действий, направленных на передачу объектов в рамках гражданско-правовых отношений. Кроме того, судья отмечает отсутствие доказательств нарушения условий выпуска в водный объект осетров, что могло привести к гибели рыбы.

Полагаю, что судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии с положениями части 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (статья 1) установлено понятие животного мира, который представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Действующим на момент выявления правонарушения Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» установлено, что выпуск в естественную природную среду диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется в целях их сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных.

Аналогичные нормы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 марта 2022 года № 343 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», действующего с 1 сентября 2022 года.

Приказом Минприроды РФ от 3.09.2003 № 798 «Об утверждении формы разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» утверждена форма разрешения (распорядительной лицензии) и рекомендации для юридического или физического лица, получившего разрешение (распорядительную лицензию).

Из анализа приведенных законодательных норм следует, что выпуск в естественную природную среду является одной из форм оборота животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и допускается на основании разрешения (распорядительной лицензии).

Положения статьи 27 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года, которой предусмотрены ограничения добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, не регулируют отношения по выпуску водных биологических ресурсов (рыб), которые также относятся к животному миру, в естественную природную среду.

Кроме того, в соответствии с содержанием статей 128, 129 Гражданского кодекса РФ и документами, представленными заявителем, - подрощенная молодь сибирского осетра, полученная от ремонтно-маточного стада, является собственностью ООО «Новосибирский рыбзавод», а после выпуска в естественную природную среду переходит в федеральную собственность (статья 4 Федерального закона «О животном мире»). Переход объекта гражданских прав от одного лица к другому соответствует понятию оборотоспособности, содержащемуся в гражданском законодательстве.

Таким образом, выводы судьи о том, что выпуск молоди осетра в естественную природную среду не является оборотом животных и не требует разрешения, не основан на нормах действующего законодательства.

Вместе с тем, объективная сторона статьи 8.35 КоАП РФ предусматривает следующие действия:

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами,

- а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений,

- либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка,

если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Глушко С.В. как должностному лицу ООО «Новосибирский рыбзавод», подписавшему акт, вменяются действия по выпуску сибирского осетра в естественную среду обитания в отсутствие распорядительной лицензии. Вместе с тем, в статье перечислены действия, признаваемые оборотом редких и исчезающих животных, которые влекут административную ответственность, при этом действия по выпуску в водный объект без разрешения как влекущие административную ответственность конструкцией статьи не предусмотрены.

Между тем, административную ответственность влекут действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо уничтожение таких животных.

Действия по выпуску подросшей молоди сибирского осетра направлены на сохранение популяции и не направлены на уничтожение рыбы.

Протоколом об административном правонарушении и постановлением о привлечении к административной ответственности Глушко С.В. вменяется, что выпуск осетра в естественную природную среду имел место, в том числе в условиях, которые могли привести к гибели рыбы.

Судья районного суда пришел к выводу о недоказанности выпуска рыбы в речной объект в условиях, которые могли привести к гибели рыбы.

Соглашаюсь с судьей районного суда о недостаточности доказательств, подтверждающих действия по выпуску молоди осетров в реку Обь в условиях, которые могли повлечь гибель рыбы.

В письме Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский центр по редким и исчезающим видам животных и растений» от 21.12.2021 № 05-01/526 содержатся сведения об особенностях жизнедеятельности сибирского осетра обской популяции и рекомендовано при выпуске в естественную среду учитывать климатические особенности местности, осуществляя работу в пределах конца сентября – начала октября.

Ответом на запрос должностного лица Росприроднадзора руководитель Новосибирского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 13.12.2021 № 17-19 сообщил, что сибирский осетр обитает на всем протяжении реки Обь при температуре от 0 до 29 градусов С, выпуск подрощенной молоди осетра в естественную среду целесообразно проводить в весенний и осенний период при температуре воды менее 25 градусов, при обязательном условии выравнивания температуры в транспортной емкости по отношению к месту зарыбления. При соблюдении этого условия температура воды в водном объекте на момент выпуска не играет существенной роли.

Согласно акту на выпуск рыбоводной продукции ООО «Новосибирский рыбзавод» от 16 ноября 2021 года, температура воды в бассейнах 1 градус Цельсия, в водоеме вселения – также 1 градус Цельсия.

Таким образом, достаточных доказательств, из которых можно было бы сделать вывод о том, что выпуск молоди осетра в естественную природную среду привел к гибели рыбы, должностным лицом Росприроднадзора не представлено.

На основании изложенного полагаю необходимым из решения судьи районного суда исключить выводы о том, что выпуск рыбы в естественную природную среду не является оборотом и не требует разрешения (распорядительной лицензии), в остальной части судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 25 мая 2022 года изменить, исключить выводы о том, что выпуск рыбы в естественную природную среду не является оборотом и не требует разрешения (распорядительной лицензии), в остальной части решение оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Костюкова И.О. – частично удовлетворить.

Судья                                Ю.А. Конева

7-387/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Глушко С.В., исполнительный директор ООО "Новосибирский рыбзавод"
Другие
Черепанова Ольга Анатольевна
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Статьи

ст.8.35 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--nsk.sudrf.ru
14.07.2022Материалы переданы в производство судье
06.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее