Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-960/2023 ~ М-227/2023 от 10.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2023 года Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Аравиной Н.А.,

С участием административного истца ФИО15,

Представителя прокуратуры Самарской области Колчиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-960/2023 по административному исковому заявлению ФИО10 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО11 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором просит обязать Департамент финансов городского округа Самара выплатить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 52 480 рублей, а также возместить расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей.

В обоснование требований административный истец указывает на то, что решением Ленинского районного суда г.Самары от 4 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-903/2022 были удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары в интересах ФИО16 к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения. Суд обязал Департамент по управлению имуществом г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара представить ФИО17 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения. 21.04.2022 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени исплнительное производство не окончено. Продолжительность исполнения решения суда составляет 8 месяцев, чем нарушаются права административного истца на исполнение решения суда в разумный срок. Административный истец постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, в жилом помещении, не принадлежащем административному истцу, испытывает моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

В судебное заседание Харисова Р.Р. административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в настоящее время она арендует жилое помещение, приближенное к месту ее обучения. Департамент имущественных отношений Самарской области в декабре 2022 года предложил ей жилое помещение на Красной Глинке в г.Самара. Она отказалась от данного предложения, поскольку жилое помещение расположено далеко от места ее обучения. В настоящее время в судебном порядке рассматриваются исковые требования об обязании ФИО18 заключить договор специального найма жилого помещения.

Представители Департамента финансов Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департамента по управлению имуществом городского округа Самара, МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Департамента финансов Администрации городского округа Самара представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что в решении суда не установлен срок его исполнения. Принимая во внимание фактические обстоятельства исполнения судебного акта, а также учитывая, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ требует значительных временных затрат, как на проведение покупки, последующее заключение контракта, его исполнение – строительство жилых помещений, сдачу их в эксплуатацию, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения, Департамент финансов полагает, что срок неисполнения судебного акта не может быть расценен, как не отвечающий критериям разумности, а действия органов местного самоуправления городского округа Самара по исполнению судебного решения являются достаточными и эффективными, общая продолжительность исполнения судебного акта не дает оснований полагать, что имеются нарушения разумного срока его исполнения.

Представитель Администрации городского округа Самара представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что у Администрации городского округа Самара отсутствуют полномочия, позволяющие исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что работа по предоставлению жилого помещения административному истцу велась непрерывно, 12.12.2022 года ФИО19 представлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, от которого административный истец отказался.

Представитель прокуратуры Самарской области Колчина Е.Е. полагала, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Самары № 2-903/2022, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Согласно части 8 статьи 3 названного выше Федерального закона, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

    В силу частей 2 и 3 статьи 1 ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

    Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    Частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

    Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

    Судом установлено, что решением Ленинского районного суда города Самары от 4 февраля 2022 года на Администрацию городского округа Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары возложена обязанность по предоставлению ФИО20 благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

    Решение вступило в законную силу 5 марта 2022 года.

    18 апреля 2022 года выдан исполнительный лист, обязывающий Администрацию г.о. Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить ФИО21 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

    19 апреля 2022 года исполнительный лист поступил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП Самарской области.

    21 апреля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП Самарской области возбуждено исполнительное производство, должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

    Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись должнику требования об исполнении исполнительного документа, в которых устанавливались сроки его исполнения (13июня 2022 года, 27 июля 2022 года, 26 сентября 2022 года, 26 октября 2022 года, 23 января 2023 года).

    В адрес должника неоднократно выносились предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение решения суда (9 июня 2022 года, 23 мая 2022 года, 26 августа 2022, 15 сентября 2022 года, 23 августа 2022 года, 13 октября 2022 года, 27 января 2023 года).

    26 сентября 2022 года между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ООО «Специализированный застройщик «Финстрой» заключен муниципальный контракт № К-181 приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность городского округа Самара для последующего их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Из сообщений Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара следует, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей», являющейся приложением к государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства Самарской области» до 2023 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 684.

Реализация мероприятий данной подпрограммы возможна только после приобретения жилых помещений и передачи их в муниципальную собственность.

В соответствии с соглашением от 7 апреля 2022 года № 25 о предоставлении субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий и соглашением от 9 июня 2022 года № 137 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот заключенными между министерством строительства Самарской области. Администрацией запанировано предоставление из бюджета Самарской области в 2022 году бюджету городского округа Самара субвенции на приобретение жилых помещений.

На указанные цели из областного бюджета были доведены средства из расчета 54 240 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

Администрация городского округа Самара неоднократно (21 апреля 2022 года, 22 апреля 2022 года, 11 июля 2022 года, 12 июля 2022 года, 25 августа 2022 года, 31 августа 2022 года) обращалась к министру управления финансами Самарской области, министру строительства Самарской области, Губернатору Самарской области о выделении дополнительных денежных средств из бюджета Самарской области в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот..

Постановлением Правительства Самарской области от 27 апреля 2022 года № 291 установлена нормативная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения в размере 70 078 рублей для городского округа Самара.

21 июля 2022 года между Администрацией и Министерством подписано дополнительное соглашение № 1 к соглашению от 7 апреля 2022 года № 25 об изменении размера предоставляемой Министерством из бюджета Самарской области в 2022 году бюджету Администрации субвенции на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам, исходя из стоимости 2 кв.м. общей площади жилого помещения в размере 70 078 рублей.

29 июля 2022 года между Администрацией и Министерством подписано дополнительное соглашение № 137/1 к соглашению от 9 июня 2022 года № 137 об изменении размера предоставляемого Министерством из бюджета Самарской области в 2022 году бюджету Администрации иного межбюджетного трансферта на исполнение актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в размере 70 078 рублей.

Ввиду отсутствия на рынке предложений по продаже жилых помещений, соответствующих нормативам по цене и площади, а также в целях реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, решением Думы городского округа Самара от 22 февраля 2022 года № 171 были предусмотрены дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета городского округа Самара в размере 32 000 000 рублей. Решение Думы городского округа Самара от 9 августа 2022 года № 227 предусмотрено дополнительное выделение из бюджета городского округа Самара 16 720 600 рублей.

20 октября 2022 года заключено соглашение № 154 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области на разрешение проблем в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам проведенных электронных аукционов с использование дополнительных средств местного бюджета по состоянию на 14 октября 2022 года было приобретено 100 жилых помещений. Приобретенные жилые помещения после передачи их от поставщика муниципалитету, включения в реестр муниципального имущества и специализированный жилищный фонд будут незамедлительно предоставлены лицам из числа детей-сирот.

В соответствии с приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12 декабря 2022 года № 3440, ФИО22 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда – однокомнатная квартира № 19 общей площадью 34,7 кв.м., расположенная по адресу: г.Самара, Красноглинский район, п.Красная Глинка, квартал 2, д.9.

Подготовлен договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, подписать который административный истец отказалась.

В настоящее время в судебном порядке рассматриваются требования Департамента об обязании ФИО23 заключить договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда указанного выше жилого помещения.

    Продолжительность неисполнения судебного акта, исчисляемая с 19 апреля 2022 года (даты предъявления исполнительного листа к исполнению) до даты подачи данного административного иска в суд 23 декабря 2022 года составляет 8 месяцев 4 дня, на день принятия решения по делу – 10 месяцев 20 дней.

Учитывая период неисполнения судебного акта с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента предъявления иска о присуждении компенсации, что составляет менее одного года, а также меры, предпринятые должником в целях исполнения судебного решения, необходимость соблюдения ряда процедур, установленных законодательством, требующих временных затрат, как на проведение закупки и заключение контракта, так и на его исполнение, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения, а также с учетом факта предоставления 12 декабря 2022 года ФИО24 жилого помещения и отказа административного истца от получения данного жилого помещения, суд полагает, что действия административного ответчика являются достаточно эффективными, предприняты все меры для своевременного исполнения решения суда, срок неисполнения судебного акта, в данном случае, не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о целенаправленных действиях административного ответчика для своевременного исполнения судебного решения.

Принимая во внимание наличие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда, представляющую определенную сложность процедуру приобретения жилых помещений и оформления их в муниципальную собственность в целях последующего предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, готовность административного ответчика передать административному истцу жилое помещение, поведение административного истца, отказавшегося от представленного жилого помещения, общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что при исполнении решения нарушены разумные сроки, как не наступило для заявителя и каких либо негативных последствий вследствие нарушения срока исполнения решения.

Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО25 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска, в соответствии со ст.111 КАС РФ, суд полагает, что требования административного истца о возмещении расходов на юридические услуги также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Харисовой Регины Рамилевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2023 года.

    Судья:                                    М.А.Панкова

3а-960/2023 ~ М-227/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Харисова Р.Р.
Ответчики
Департамент финансов городского округа Самара
Другие
Управление ФССП Росии по Самарской области
Прокуратура Самарской области
МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств и розыску УФССП России по С.о.
Департамент управления имуществом г.о. Самары
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация административного искового заявления
13.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Рассмотрение дела начато с начала
15.02.2023Подготовка дела (собеседование)
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее