Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2230/2022 ~ М-727/2022 от 21.02.2022

УИД 39RS0001-01-2022-001105-23

Дело № 2-2230/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

с участием представителя истца Гукова И.И.,

представителя ответчика Дисковской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, третьи лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия», ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения обсервации родильного дома ГУЗ Республиканской клинической больницы им. ФИО6 МЗ РБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения акушерского обсервационного учреждения ГУЗ «Республиканский перинатальный центр МЗ РБ». В связи с этим просит обязать ответчика включить вышеуказанные периоды ее работы в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев и признать право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 декабря 2021 г., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, были привлечены ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия», ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия».

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ФИО3ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области – ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО3 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать.

Представители ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия», ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием у нее 30 лет лечебной деятельности.

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж ФИО3 на дату обращения составил 25 лет 9 месяцев 16 дней.

О данном решении ответчик уведомил истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из письма Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов в специальный стаж истца засчитаны в календарном исчислении периоды работы:

Бурятская республиканская больница – акушерка отделения обсервации родильного дома

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Стаж учтен в календарном исчислении по трудовой книжке, льготной справке и выписке индивидуального лицевого счета.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 ставка.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 ставка.

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Городской перинатальный центр г. Улан-Удэ»:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 ставка. Стаж учтен в календарном исчислении по выписке индивидуального лицевого счета. Указанный период сдан организацией с кодом льготы 3П81ГД.

Не согласившись с таким решением ответчика, ФИО3 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом доводы истца заслуживают внимания.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учрежден; учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утвержден Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Списки наименований и должностей являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Из представленной трудовой книжки ФИО3 следует, что она была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ в Бурятскую республиканскую больницу им. Н.А. Семашко на должность акушерки в отделение обсервации (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией родильного дома переведена в штат Республиканского перинатального центра (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), ДД.ММ.ГГГГ принята на должность акушерки в отделение акушерское обсервационное (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) и ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Как следует из материалов дела, истцу было отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы 1 год работы как 1 год и 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Перечнем хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено «отделение обсервации». В Приложении к Правилам Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «отделение обсервации» не предусмотрено.

Однако суд с таким отказом пенсионного органа согласиться не может в силу следующего.

Из представленной справки ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности акушерки отделения обсервации родильного дома учреждения ГУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Министерства здравоохранения Республики Бурятия, участвовала в хирургических операциях и работа выполнялась в течение полного рабочего дня на полную ставку. В отпуске по уходу за ребенком находилась в период с со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в учебных и отпусках без содержания не находилась.

Согласно справке ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО3 работала с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) в должности акушерки отделения акушерское обсервационное учреждения ГУЗ «Республиканский перинатальный центр МЗ РБ». Работа выполнялась на полную 1 ставку в течение полного рабочего дня. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовала в проведении хирургических операций.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня, в том числе, акушеркам отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений - акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременных, гинекологическое.

Льготный порядок исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев) предусмотрен для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Согласно разделу «Наименование должностей» Списка право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе «Наименование учреждений».

На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, один год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил).

В данном Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, в числе наименований структурных подразделений поименованы отделения хирургического профиля, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, родовое (родильное). В разделе «Наименование должностей» Перечня поименованы акушерки.

Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 г. № 55 предусмотрено, что стационарная акушерская помощь оказывается в родильных домах и строится по единому принципу в соответствии с Положением о родильном доме. Из содержания Приложения № 2 к Приказу Минздрава СССР от 9 января 1986 г. № 55 «Организация работы родильного дома» следует, что в родильном доме в качестве структурного подразделения предусматривался стационар, включающий в себя родовое физиологическое отделение, являющееся помещением родового блока, и которое на тот момент наименовалось родильным отделением роддома.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» разъяснено, что родовые отделения - структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, являются отделениями хирургического профиля.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 г. № 289, утвердившим Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное и патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.

Как было указано выше, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность акушерки в отделении обсервации в Бурятской республиканской больнице им. Н.А. Семашко.

Именно так отделения (без указания слова «акушерское»), в которых истец выполняла работу акушерки, именовались в штатных расписаниях учреждения.

Как следует из записей в трудовой книжке истца, после реорганизации родильного дома, она была переведена на должность акушерки в отделение акушерское обсервационное, то есть только после реорганизации в названии появилось слово «акушерское».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец работала в учреждениях здравоохранения в акушерских отделениях обсервации. Тот факт, что в наименовании данных отделений отсутствовало в определенный период времени слово «акушерское» не может служить основанием для отказа исчисления указанных периодов работы в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы в таких отделениях.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о зачете в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения обсервации родильного дома учреждения ГУЗ Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия подлежат удовлетворению.

Истцом заявлены также требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения акушерского обсервационного учреждения ГУЗ «Республиканский перинатальный центр МЗ РБ».

Из отказа пенсионного органа следует, что в специальный стаж в календарном порядке включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работодателем за указанный период сведения сданы с кодом льготы ЗП81ГД (календарно).

Материалами дела подтверждено, что ФИО3 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

За спорный период, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО3 представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации кодом льготы ЗП81ГД. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения отсутствуют.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Таким образом, действующим законодательством именно на работодателя возложена обязанность по представлению соответствующих сведений о характере и условиях труда работника.

Вместе с тем, сам по себе факт отсутствия данных о льготе истца и сведений о спорном периоде в персонифицированном учете в виду невыполнения работодателем своих соответствующих обязанностей, при доказанности выполнения истцом трудовых функций в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включая право на исчисление трудового стажа в льготном порядке, не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска в данной части.

Наряду с изложенным суд считает необходимым отметить, что исходя из приведенного выше правового регулирования порядка и условий подтверждения страхового стажа, в том числе стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости, застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования лицо, в данном случае ФИО3, при ее несогласии, в том числе, со сведениями, содержащимися в ее индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, вправе оспорить достоверность этих сведений в судебном порядке и представить доказательства недостоверности таких сведений.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что истец работала в спорный период в должности и учреждении, предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд приходит к выводу, что требования истца о зачете в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения акушерского обсервационного учреждения ГУЗ «Республиканский перинатальный центр МЗ РБ» подлежат удовлетворению.

В иске ФИО3 просит признать право на досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно письменному заявлению, ФИО3 обратилась за назначением досрочной страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ

Общая продолжительность специального стажа ФИО3 на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ с учетом зачтенных судом спорных периодов составляет менее требуемых 30 лет.

С 1 января 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. В соответствии с данными изменениями, досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается не только с даты возникновения права, но и по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Приложения № 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ срока.

Приложение № 7 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ регламентируют сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального Закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 г. по 2023 г. и далее.

Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.

При этом для реализации права на досрочное назначение пенсии необходим не только 30-летний стаж лечебной деятельности, но и истечение периода ожидания реализации права на досрочную пенсию (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, приложение № 7 к этому Закону, ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ), а также подача заявления о назначении пенсии (ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ), в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании права на досрочную страховую пенсии с 26 декабря 2021 г., не имеется.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, иска имущественного характера, не подлежащего оценке.

Истцом в ходе рассмотрения дела были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, третьи лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия», ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области ИНН 3904000514 включить в специальный стаж ФИО3 паспорт серия , дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (один год работы как 1 год и 6 месяцев) периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения обсервации родильного дома учреждения ГУЗ Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения акушерского обсервационного учреждения ГУЗ «Республиканский перинатальный центр МЗ РБ».

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области ИНН 3904000514 в пользу ФИО3 паспорт серия расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 г.

Судья     Н.В. Паршукова

2-2230/2022 ~ М-727/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карелина Елена Геннадьевна
Ответчики
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области
Другие
Гуков Илья Игоревич
Дисковская Татьяна Владимировна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2022Предварительное судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее