РЕШЕНИЕ по делу № 2-85/2022
Именем Российской Федерации
25 октября 2022 года с.Шуйское
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
и.о. судьи Междуреченского районного суда – судьи Грязовецкого районного суда Скачедуб М.В.,
при секретаре – Пуравец К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области, к администрации Междуреченского муниципального района о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Междуреченского района обратился в суд с иском к администрации Междуреченского муниципального района о возложении обязанности. В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой было установлено, что проезд к д.Борщевка обеспечивается по автомобильной дороге «подъезд к д.Борщевка». В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения Междуреченского муниципального района, расположенных вне границ населенных пунктов, в границах Междуреченского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Междуреченского муниципального района от 09.11.2016 № 355, протяженность дороги «подъезд к д.Борщевка» составляет 0,6 км, покрытие грунтовое. Межевание земельных участков под дорогой не проводилось. Земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен. Дорога как объект недвижимости не оформлена, право муниципальной собственности не зарегистрировано. К населенному пункту д.Борщевка Междуреченского района затруднена транспортная доступность, ведущая к данному населенному пункту грунтовая дорога, расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения, как таковой дорогой не является, на балансе администрации Междуреченского муниципального района не состоит, иные дороги к данному населенному пункту отсутствуют либо находятся в неудовлетворительном состоянии. До текущего периода времени транспортная доступность д.Борщевка обеспечивалась наличием дороги, проложенной по землям сельхозназначения. На момент проверки данная дорога фактически является непроезжей в связи с использованием земельного участка, по которой проходила данная дорога, для сельскохозяйственных нужд. В настоящее время данный населенный пункт фактически не связан с существующей дорожной сетью, какие-либо работы по обеспечению транспортной доступности данного населенного пункта не ведутся, что не позволяет обеспечить надлежащий доступ в данный населенный пункт автотранспорта, в частности, автомашин МЧС и скорой медицинской помощи, и тем самым создается угроза жизни, здоровью и имуществу граждан. Кроме того, проверкой установлено, что при отсутствии централизованного и нецентрализованного водоснабжения в д.Борщевка Междуреченского района, каких-либо мер по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на указанных территориях с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвозом питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, администрацией района не принималось. По результатам проверки прокуратурой района 30.06.2022 в адрес администрации Междуреченского муниципального района внесено представление по факту отсутствия транспортного сообщения д.Борщевка и об отсутствии в указанном населенном пункте водоснабжения. До настоящего времени нарушения закона не устранены. Прокурор просит обязать администрацию Междуреченского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу обеспечить круглогодичный проезд к населенному пункту д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области; организовать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу холодное водоснабжение населения д.Борщевка Междуреченского района в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Помощник прокурора Междуреченского района Михайлов Н.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители ответчика администрации Междуреченского муниципального района Карпухина Л.В. и Архипов В.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования признали, суду пояснили, что работы по обеспечению проезда к д.Борщевка и обеспечению данного населенного пункта водой будут проведены. Представитель ответчика Карпухина Л.В. просила установить срок для выполнения обязанности по организации холодного водоснабжения до 01.09.2023 года. Представитель ответчика Архипов В.Ю. суду пояснил, что проезд к д.Борщевка, поставленный в настоящее время на кадастровый учет, через земли сельхозназначения проходить не будет.
Определением Междуреченского районного суда от 04 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Журин С.В., Мазыкин В.Г., администрация поселения Сухонское Междуреченского муниципального района.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района Попушков А.Н. в судебном заседании требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что обеспечение д.Борщевка водой буде произведено в рамках программы «Народный бюджет».
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Журин С.В. и Мазыкин В.Г. требования прокурора поддержали в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения (среди прочего) отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подпунктах 5, 6 пункта 1 статьи 4 Устава Междуреченского муниципального района Вологодской области закреплено, что к вопросам местного значения Междуреченского муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 7 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; «эксплуатация автомобильной дороги» - комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной доступности на территории Междуреченского района Вологодской области установлено, что к населенному пункту – д.Борщевка, расположенному на территории Сухонского сельского поселения Междуреченского муниципального района Вологодской области, затруднена транспортная доступность. Ведущая к данному населенному пункту грунтовая дорога, расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения, как таковой дорогой не является, на балансе администрации Междуреченского муниципального района не состоит, иные дороги к данному населенному пункту отсутствуют либо находятся в неудовлетворительном состоянии.
По результатам проведенной проверки руководителю администрации района 30.06.2022 года направлено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено, приняты меры для устранения выявленных нарушений. Вместе с тем, фактически транспортная доступность данного населенного пункта администрацией района не обеспечена. Приведение в нормативное состояние дороги – подъезд к д. Борщевка Междуреченского района не осуществлено.
В ответе на указанное представление руководитель администрации Междуреченского муниципального района указал, что нарушения, указанные в представлении, нашли свое подтверждение.
Согласно выписке из ЕГРН 16.09.2022 года было зарегистрировано право собственности Междуреченского муниципального округа Вологодской области на объект недвижимости – сооружение дорожного транспорта – подъезд к д.Борщевка, протяженность 600 м, кадастровый №.
Заявленные прокурором к устранению нарушения в области обеспечения транспортной доступности к д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области подтверждены документально, не оспариваются представителями ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Междуреченского района в части возложения на администрацию Междуреченского муниципального района обязанности обеспечить круглогодичный проезд к населенному пункту д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области подлежат удовлетворению.
Заявленный прокуратурой района срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу является, по мнению суда, разумным и реальным для исполнения.
Кроме того, прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Междуреченского муниципального района законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищного законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз, питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Исходя из смысла пункта 4 вышеуказанного Постановления холодное водоснабжение – это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение) в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами – в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Частями 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 4 этой же статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Устава Междуреченского муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопрос организации водоснабжения населения д.Борщевка поселения Сухонское отнесен к вопросам местного значения Междуреченского муниципального района.
Судом установлено, что централизованное и нецентрализованное водоснабжение д.Борщевка Междуреченского района отсутствует, каких-либо мер по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на указанной территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвозом питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, администрацией района до настоящего времени не принято.
Учитывая изложенное, требование прокурора о возложении обязанности на ответчика по организации водоснабжения д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области суд признает обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в указанной части до 01 сентября 2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Междуреченского района удовлетворить.
Обязать администрацию Междуреченского муниципального района в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить круглогодичный проезд к населенному пункту д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области.
Обязать администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01 сентября 2023 года организовать холодное водоснабжение населения д.Борщевка Междуреченского района Вологодской области в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2022 года.
<данные изъяты> |
УИД 35RS0016-01-2022-000187-45
Подлинный документ подшит в деле № 2-85/2022и находится в производстве Междуреченского районного суда Вологодской области |