Дело № 2-1053/2023
24RS0028-01-2023-000360-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Байсариевой С.Е.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Рукосуевой Е.Г.,
ответчика Афанасьева А.А.,
при секретаре Становкиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Афанасьеву Андрею Александровичу об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения, по встречному иску Прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах Афанасьева Андрея Александровича, к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить иное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, обратилось в суд с иском к ФИО2 об изъятии для муниципальных нужд у ответчика жилого помещения – <адрес>, определив размер возмещения в сумме 863.378 руб., прекращении права собственности ответчика на вышеуказанное жилое помещение, выселении ответчика из данного жилого помещения, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием <адрес>. Свои требования мотивировало тем, что <адрес> принадлежит ответчику ФИО2 на праве собственности. Ответчик ФИО2 проживает в данном жилом помещении. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в нем были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома, истцом была определена его выкупная цена в размере 863.378 руб., однако с ответчиком в установленный законом срок не удалось достичь соглашения об условиях и порядке изъятия спорной квартиры, в связи с чем, истец вынужден был обратиться в суд.
В свою очередь, <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд со встречным исковым заявлением к МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, которым просит обязать Муниципальное образование <адрес> предоставить ФИО2 на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам взамен принадлежащего на праве собственности вышеуказанного помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, ссылаясь на то, что ФИО2 имеет право на предоставление ответчиком по встречному иску взамен аварийного жилья другого жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании поддержал встречные исковые требования о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, МКУ «Управление капитального строительства», <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, изучив позиции сторон, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Согласно п. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 16 кв.м., принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно выписке из домовой книги, в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоит ФИО2
Многоквартирный жилой <адрес> расположен на земельном участке с кадастровом номером №
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации <адрес> №-гх от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства администрации <адрес> в адрес предыдущего владельца данного жилого помещения ФИО5 направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку данные требования оставлены без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером № и <адрес> жилом <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства администрации <адрес> направлено в адрес ответчика уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства администрации <адрес> в адрес ответчика направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения с приложенным к нему отчетом об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчетом об оценке №-Г, выполненным ДД.ММ.ГГГГ ООО «РосЗБК», рыночная стоимость жилого помещения по <адрес>, определена в размере 863.378 руб., включая убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием помещения для муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от ДД.ММ.ГГГГ сторонами – муниципальным образованием <адрес> и ответчиком не подписано. При этом, как следует из встречного искового заявления, ФИО2 отказался от получения выплаты денежного возмещения в размере, определенном истцом, настаивая на предоставлении ему иного равнозначного благоустроенного жилого помещения.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, являющийся приложением к вышеуказанной Программе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела, ФИО2 выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее истцу по встречному иску, на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем, требования как основного иска об изъятии жилого помещения у ФИО2, так и встречного иска последнего о предоставлении ему иного жилого помещения взамен изымаемого, подлежат удовлетворению.
Кроме того суд учитывает, что согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ответчика в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении ответчика ФИО2 из спорного жилого помещения, перехода права собственности в пользу Муниципального образования <адрес> на жилое помещение после предоставления ответчику благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 33 кв.м. и не менее 16 кв.м.
При этом, спорное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права ответчика.
Кроме того, суд не принимает доводы МО <адрес> о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку спорное жилое помещение приобретено ответчиком после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, ответчику не должно предоставляться иное жилое помещение взамен изымаемого. Указанные доводы истца основаны на неверном толковании закона, с учетом того, что данная норма вступила в силу после приобретения ответчиком спорного жилого помещения в собственность, в связи с чем, данная норма закона не может быть применена к данным правоотношениям на основании ст. 6 ЖК РФ.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчика ФИО2, будет являться основанием для его снятия с регистрационного учета после предоставления ответчику на праве собственности иного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО2, удовлетворить частично.
Встречные исковые требования <адрес> в интересах ФИО2 к Департаменту градостроительства администрации <адрес>, удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО2 (паспорт серии №), принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное образование <адрес> предоставить ФИО2 на праве собственности на территории Муниципального образования <адрес> благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более – 33 кв.м., не менее –16 кв.м.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности Муниципального образования <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Выселить ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ему на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, к ФИО2 в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 12 мая 2023 года.
Председательствующий С.Е. Байсариева