Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-220/2022 ~ М-241/2022 от 26.07.2022

Дело № 2-220/2022

УИД 59RS0020-01-2022-000357-81

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Ильинский Пермского края                                             20 сентября 2022 года                                    

Ильинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Шляпиной Т.П., с участием прокурора Соболева Н.Ю., представителя ответчика ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» Ракитина С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2022 по иску прокурора Ильинского района к Государственному бюджетному учреждению Пермского края «Ильинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанностей в сфере соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

прокурор Ильинского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ГБУЗ ПК «Ильинская центральная районная больница» обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности в зданиях Дмитриевского ФАП, Комарихинского ФАП № 1 и Москвинского ФАП, а именно обеспечить исправное функционирование систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре; о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности по выделению необходимых денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений, с предоставлением срока на исполнение требования - до 01.09.2023.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ильинского района проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» установлено, что в зданиях Дмитриевского, Комарихинского № 1 и Москвинского ФАПов системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре неисправны, что является нарушением прав пациентов и персонала лечебного учреждения на охрану жизни и здоровья. 03.06.2022 главному врачу ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» внесено представление об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере обеспечения пожарной безопасности, вместе с тем исчерпывающих мер к их устранению ввиду отсутствия необходимого финансирования принято не было, при этом бремя содержания лечебного учреждения возложено на учредителя - публичное образование Пермский край, от имени которого выступает Министерство здравоохранения Пермского края.

В судебном заседании прокурор Соболев Н.Ю. исковые требования уточнил в части указания вида нормативного показателя, просил обеспечить исправное функционирование систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, на иске настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» Ракитин С.И. в судебном заседании исковые требования полностью признал, пояснил, что денежных средств для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, у лечебного учреждения не имеется, информация направлена учредителю.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Суд находит исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и др.

В соответствии с положениями ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (ч. 1).Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Как установлено п. 9.1 Критериев оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения (приложение № 1 к Требованиям к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденным Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464) здания общественного назначения при площади здания менее 800 кв. метров подлежат оснащению системой пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» для осуществления деятельности имеет обособленные объекты: Дмитриевский ФАП, Комарихинский ФАП № 1, Москвинский ФАП, при этом учредителем и собственником имущества лечебного учреждения является Пермский край, из бюджета которого осуществляется финансовое обеспечение ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» в форме субсидий.

Министерство здравоохранения Пермского края утверждает сметы доходов и расходов, планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края, осуществляет их финансирование в рамках указанных смет в пределах предусмотренных на эти цели ассигнований в краевом бюджете; осуществляет контроль за выполнением реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, технического оснащения подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края; разрабатывает мероприятия по соблюдению требований норм и правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию зданий им сооружений, находящихся в оперативном управлении.

03.06.2022 в адрес главного врача ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в используемых зданиях Дмитриевского ФАП, Комарихинского ФАП № 1, Москвинского ФАП в связи с неисправностью системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре.

30.06.2022 в адрес прокурора Ильинского района направлен ответ на представление, согласно которому для замены неисправных систем пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в Москвинском, Комарихинском № 1, Дмитриевском ФАПах составлено техническое задание на разработку проектно- сметной документации, запрошены и получены коммерческий предложения о стоимости разработки проектно-сметной документации, проводится работа для размещения аукциона по закупке работ по разработке проектно-сметной документации.

По данным технических паспортов нежилых помещений, общая площадь Комарихинского ФАП № 1 составляет - 60.4 кв.м., Дмитриевского ФАП - 123,3 кв.м., Москвинского ФАП - 99,2 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании документами: Уставом ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» (л.д. 7-13), Положением о Министерстве здравоохранения Пермского края (л.д. 14-19), представлением от 03.06.2022(л.д. 20-21), ответом на представление от 30.06.2022 (л.д. 22), техническими паспортами нежилых помещений.

Исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу, что факт наличия выявленных нарушений требований пожарной безопасности нашел свое подтверждение, сторонами не оспаривался. Выявленные несоответствия требованиям пожарной безопасности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - пациентов и сотрудников лечебного учреждения, следовательно, исковые требования к ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» подлежат удовлетворению.

При разрешении вопроса о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности по выделению необходимых денежные средства для финансирования мероприятий по устранению нарушений суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 286-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6).

Согласно абзацам 1, 4 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пп.1); ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (пп.3).

Как установлено судом, в соответствии с Уставом, ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края, которое в соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации наделено правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, несет бремя его содержания, при этом учредителем лечебного учреждения является Пермский край, от имени которого выступает Министерством здравоохранения Пермского края.

Таким образом, поскольку финансовое обеспечение выполнения лечебным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Пермского края, от имени которого выступает Министерством здравоохранения Пермского края, являющееся главным распорядителем денежных средств в отношении подведомственных ему учреждений, в том числе и ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.

При определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить выявленные нарушения, суд, учитывая баланс интересов участников рассматриваемого правоотношения, затрагивающего основополагающие права человека - право на жизнь и здоровье, полагает запрашиваемые сроки разумными.

С учетом мнения представителя ответчика ГБУЗ ПК «Ильинская ЦРБ» Ракитина С.И., размера предполагаемых денежных расходов, сроки исполнения возлагаемых на ответчиков обязанностей, суд полагает разумными.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Ильинского района удовлетворить полностью.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Ильинская центральная районная больница» (ИНН 5907053483, ОГРН 1135907000104) в полном объеме устранить нарушения правил пожарной безопасности в зданиях Дмитриевского ФАП, Комарихинского ФАП № 1 и Москвинского ФАП, а именно обеспечить исправное функционирование систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, в срок не позднее 01 сентября 2023 года.

Обязать Министерство здравоохранения Пермского края (ИНН 5902293308, ОГРН 1065902004629) выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в зданиях Дмитриевского ФАП, Комарихинского ФАП № 1 и Москвинского ФАП, а именно на обеспечение исправного функционирования систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, в срок не позднее 01 января 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2022 года.

Председательствующий:                                                              Д.Н. Троцко

2-220/2022 ~ М-241/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ильинского района
Ответчики
ГБУЗ Пермского края "Ильинская центральная районная больница"
Министерство здравоохранения Пермского края
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Троцко Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
26.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее