дело № 2-201/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,
с участием прокурора Петрук С.В.,
представителя третьего лица - Полуэктовой И.Н., действующей на основании доверенности от 12 января 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действуя в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки заключённых операторами аэродромов договоров с ресурсоснабжающими организациями, в АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» выявлены нарушения законодательства об электроэнергетике. В нарушение требований законодательства об электроэнергии ответчиком до настоящего времени не разработан и не согласован с сетевой организацией АО «ДРСК» акт технологической и (или) аварийной брони, а также акт не включён в договор энергоснабжения на поставку электрической энергии. АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони ставит под угрозу бесперебойность энергоснабжения аэропорта, что приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов. При полном ограничении режима потребления электроэнергии АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» будут нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, поскольку будет создана угроза возникновения аварийных ситуаций, что может привести к необратимым, тяжким последствиям. По факту выявленных нарушений внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое до настоящего времени не исполнено до настоящее время ответчиком не приняты меры по разработке и согласованию с сетевой организацией акта технологической и (или) аварийной брони, а также данный акт не включён в договор энергоснабжения на поставку электрической энергии, заключенный ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт». Просит возложить на АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с сетевой организацией АО «ДРСК» акт технологической и (или) аварийной брони. Согласованный акт направить в ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» для включения в договор энергоснабжения от 1 сентября 2020 года № на поставку электрической энергии.
В судебном заседании прокурор Петрук С.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, по указанным в иске основаниям. Просила возложить на АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с сетевой организацией АО «ДРСК» акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Согласованный акт направить в ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» для включения в договор энергоснабжения от 1 сентября 2020 года № на поставку электрической энергии.
Представитель третьего лица ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» Полуэктова И.Н. просила удовлетворить исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, поскольку они законны и обоснованы. Отсутствие акт согласования нарушает требования Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ». На неоднократные обращения по составлению акта ответчик не реагирует.
Представитель ответчика АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» и представитель третьего лица АО «ДРСК» в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещались надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45).
Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) в том числе определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
По смыслу положений ч.7 ст.38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также её параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя (абзац третий пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, пункт 55 Правил № 290).
В соответствии с абзацем 2 подп. «б» п.2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442) (далее - Правила № 442) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с положениями п.4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах 2, 4 подп. «б» п.2 настоящих Правил.
Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил № 442 установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации ежегодно, до 1 июля, утверждается перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Согласно положениям п.36(1) Правил № 442 графики аварийного ограничения разрабатываются и применяются в порядке, установленном правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Указанные правила содержат, в том числе, порядок определения величины технологической и (или) аварийной брони, требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к электроприёмникам технологической и (или) аварийной брони, а также форму акта согласования технологической и (или) аварийной брони.
Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признаётся равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения (п.54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждённых Приказом Минэнерго России от 6 марта 2013 года № 290).
Согласно подп. «п» п.14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861) (далее - Правила недискриминационного доступа) при исполнении договора потребитель услуг обязан обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.
В соответствии с положениями п.п.31(1), 31(3), 31(4) Правил недискриминационного доступа в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии, энергопринимающее устройство которого отнесено к первой категории надёжности, а также потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным данными Правилами, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в Правилах случаев, обязан составить и согласовать такой акт в порядке, установленном данными Правилами.
Акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Потребитель электрической энергии (мощности), составляет и направляет в 2 экземплярах проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (непосредственно или опосредовано) энергопринимающие устройства такого потребителя, любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения, до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии или в течение 30 календарных дней со дня заключения такого договора. Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр указанному потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлён, но не более чем на 10 рабочих дней.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21 июня 2021 года № 333-р утверждён перечень потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В указанный перечень отнесён АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» №
В части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии данный порядок обеспечивает недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Таким образом, законодательством на АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» возложена обязанность по составлению и согласованию с сетевой организацией акта согласования технологической и аварийной брони, а также передаче ПАО «ДЭК» копии такого акта.
Из представленного в материалах дела договора энергоснабжения № от 1 сентября 2020 года следует, что ПАО «ДЭК» и АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» заключили договор на поставку электрической энергии (л.д.12-20).
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации, исполнения законодательства о транспортной безопасности, исполнения законодательства о соблюдении прав пассажиров, было установлено, что в нарушение требований законодательства об электроэнергетике АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» до настоящего времени не разработан и не согласован с сетевой организацией - АО «ДРСК» уровень аварийной и технологической брони, а также акт согласования не включен в договор энергоснабжения от 1 сентября 2020 года №.
По данному факту 25 ноября 2021 года генеральному директору АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» внесено представление об устранении нарушений (л.д.21-23).
Согласно информации, представленной ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» со стороны ПАО «ДЭК» проведены все мероприятия по заключению договора энергоснабжения с потребителем АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в соответствии с требованиями действующего законодательства. При заключении договора энергоснабжения потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику пакет документов, в том числе акт технологической и (или) аварийной брони (при его наличия у потребителя). В рамках соблюдения требований действующего законодательства в сфере энергетики в адрес АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» доставлена оферта договора энергоснабжения на 2021 год, которой предусмотрен акт согласования технологической брони и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), подписываемый потребителем и сетевой организацией; письмо о необходимости предоставления в адрес гарантирующего поставщика согласованного и подписанного акта технологической и (или) аварийной брони, которое, в связи с отсутствием ответа было направлено повторно Подписанный экземпляр договора энергоснабжения либо письменный отказ от его подписания в адрес ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт», как ответ на указанное письмо от АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не поступали (л.д.28-31, 33, 34-35).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Собранными по делу доказательствами в судебном заседании установлено, что в нарушение требований федерального законодательства АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» до настоящего времени не разработан и не согласован с сетевой организацией АО «ДРСК» акт согласования уровня аварийной и технологической брони, а также указанный акт не включён в договор энергоснабжения от 1 сентября 2020 года № как приложение.
Доказательства устранения нарушений, выявленных в ходе проведённой прокурором проверки, суду ответчиком не представлены, материалы дела этого не содержат.
Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони препятствует энергоснабжающей организации применению специального порядка введения ограничений режима потребления электроэнергии не ниже установленной технологической и (или) аварийной брони, что ставит под угрозу бесперебойность энергоснабжения аэропорта, что при полном ограничении режима потребления электроэнергии АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», создаёт угрозу возникновения аварийных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» <данные изъяты> в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с сетевой организацией акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони и направить согласованный акт публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» для включения в договор энергоснабжения от 1 сентября 2020 года № на поставку электрической энергии в качестве приложения.
Взыскать с акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» <данные изъяты> в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 рублей с зачислением на реквизиты <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 30 мая 2022 года.
Судья Н.Ю. Богатырева