Решение по делу № 4-627/2018 от 21.08.2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<ДАТА1>                                                                пос. <АДРЕС> - на - Волге

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Красносельского судебного района

<АДРЕС> области <ФИО1>,  рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Золотой союз», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, юридический адрес: 153000,  <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 23, фактический адрес: 157940, <АДРЕС> область, <АДРЕС> район,  п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

            В период времени с 23 июля по <ДАТА2>, сотрудниками госинспекции на основании распоряжения Врио начальника Верхне - Волжской Государственной инспекции пробирного надзора от <ДАТА3> <НОМЕР>, по адресу осуществления производственной деятельности - пос. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> А., проведены проверочные мероприятия  в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золотой союз», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>

            ООО «Золотой союз» состоит на специальном учете в Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора (Уведомление о постановке на специальный учет <НОМЕР> от <ДАТА4>) на осуществление следующих видов деятельности:

- ОКВЭД 32.12.5 - производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для осуществления данных видов экономической деятельности ООО «Золотой союз» в проверяемом периоде совершало операции по купле - продаже драгоценных металлов с целью дальнейшего использования при изготовлении продукции - ювелирных изделий с последующей реализацией их потребителям.

            В соответствии со статьей 5 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации (в том числе и индивидуальные предприниматели) осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в целях данного Федерального закона относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

            Соответственно, ООО «Ювелирные камни» является субъектом, на который распространяет свое действие вышеуказанный Федеральный закон и другие подзаконные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

            В ходе проведения проверочных мероприятий были выявлены нарушения требований Федерального закона <НОМЕР> «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>); «Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА6> <НОМЕР> (далее по тексту Положения, утвержденного Приказом ФСФМ от <ДАТА6> <НОМЕР>), а именно:

            В соответствии с п.2 ст. 7 Федерального  закона <НОМЕР> от <ДАТА7>, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

            Обязанности должностного лица, ответственного за соблюдение Правил и реализацию программ внутреннего контроля, в проверяемом периоде 2017 по <ДАТА8> включительно, исполнялись главным бухгалтером <ФИО2>, Приказ  <НОМЕР> от <ДАТА9>, имеющим опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С <ДАТА8> ответственный за соблюдением правил внутреннего контроля и программ по их осуществлению, в нарушение п.2 ст. 7 Федерального  закона <НОМЕР> от <ДАТА7>, в ООО «Золотой союз» не назначен.

            Генеральный директор - <ФИО3>, главный бухгалтер - <ФИО2>, прошли обучение в форме целевого инструктажа по программе предупреждения отмывания преступных доходов и финансированию терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом о чем имеются соответствующие свидетельства серий: ЦИ <НОМЕР> от <ДАТА10> и ЦИ <НОМЕР> от <ДАТА11>

            В соответствии п.12 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА12> <НОМЕР>,  обучение в форме повышения уровня знаний не реже одного раза в три года проходят: специальное должностное лицо организации, а так же сотрудники, обозначенные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 10 настоящего Положения - руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (при наличии должности в штате). В нарушение данного требования Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА12> <НОМЕР>, обучение в форме повышения уровня знаний не генеральный директор Общества - <ФИО3>, не главный бухгалтер - <ФИО5> в установленные сроки не проходили.

            Нарушение подтверждено материалами проверки, выявлено по месту осуществления деятельности Общества - пос. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 1 А, на момент окончания проверки бездействие, выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении возложенных Законом обязанностей является длящимся правонарушением, срок давности для привлечения к административной ответственности за совершение которого начинает исчисляться с даты обнаружения - <ДАТА13>

            В соответствии с требованиями пп.1, 2 п.1 ст. 7 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР>, «Программой идентификации», отраженной в собственных ПВК, специальным должностным лицом, принимались доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. Для идентификации и изучения клиентов, использовалось анкетирование.

            Анализ представленных Обществом анкет показал, что:

            Вопреки требованиям п. 2.1; п. 2.5 Положения, утвержденного Приказом ФСФМ от <ДАТА6> <НОМЕР>, ООО «Золотой союз» проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а так же оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска не проводило (в анкетах клиентов ИП <ФИО6>, ИП <ФИО7>, ИП <ФИО8>, не зафиксированы (отсутствуют) необходимые сведения:

- о проверке (и результатах такой проверки) наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона <НОМЕР>;

- о принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

- о юридических и физических лицах, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- об оценке и присвоение клиенту степени (уровня) риска).

            Вопреки требованиям п. п. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона <НОМЕР>, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, с фиксированием даты обновления в анкетах ООО «Золотой союз» не проводилось.

            Кроме того в ходе проверки установлено, что в рамках Договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА14> заключенного с индивидуальным предпринимателем <ФИО6> (Покупатель), ООО «Золотой союз» (Поставщик) по товарным накладным:

<НОМЕР> от <ДАТА15>  на сумму 2 333 435, 34 руб.;

<НОМЕР> от <ДАТА15> на сумму 333 069,00 руб.,

отгрузило ИП <ФИО6> ювелирные изделия из драгоценных металлов. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, направлено в Росфинмониторинг <ДАТА16>

            Согласно п.п.4 п.1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от <ДАТА17> <НОМЕР>, организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

            Исходя из выше изложенного, сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено Обществом в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА18>, однако в нарушение требования п. п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона <НОМЕР>, сообщение о данной сделке направлено в уполномоченный орган лишь 26. 02. 2018 года.

            Нарушение подтверждено материалами проверки, выявлено по месту осуществления деятельности Общества - пос. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 1 А, на момент окончания проверки действия Общества по направлению сообщения с нарушением установленного срока не является длящимся правонарушением, так как обязанность должна быть выполнена к установленному сроку - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения исчисляться третьим рабочим днем, следующим за днем совершения операции, и составляет один год.

В рамках этого же договора поставки по платежным поручениям:

<НОМЕР> от <ДАТА19> на сумму 383 970,37 руб.,

<НОМЕР> от <ДАТА20>  на сумму 1100 000, 00 руб.,

на расчетный счет ООО «Золотой союз» (Поставщика) Покупателем (ИП <ФИО6>), перечислены денежные средства за поставленные ювелирные изделия из драгоценных металлов. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, направлено в Росфинмониторинг <ДАТА21>

            Согласно п.п.4 п.1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от <ДАТА17> <НОМЕР>, организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

            Исходя из выше изложенного, сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено Обществом в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА22>, однако в нарушение требования п. п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона <НОМЕР>, сообщение о данной сделке направлено в уполномоченный орган с нарушением установленного срока на 1 день - <ДАТА23>

            Нарушение подтверждено материалами проверки, выявлено по месту осуществления деятельности Общества - пос. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 1 А, на момент окончания проверки действия Общества по направлению сообщения с нарушением установленного срока не является длящимся правонарушением, так как обязанность должна быть выполнена к установленному сроку - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения исчисляться третьим рабочим днем, следующим за днем совершения операции, и составляет один год.

В рамках договора купли - продажи <НОМЕР> от <ДАТА24>, заключенного между ООО «Золотой союз» (Продавец) и ИП <ФИО9> (Покупатель) по платежным поручениям:

<НОМЕР>  от <ДАТА25>  на сумму 350 000, 00 руб.;

<НОМЕР>  от <ДАТА26> на сумму 200 000,00 руб.;

<НОМЕР> от <ДАТА27> на сумму 20 000,00 руб.;

<НОМЕР> от <ДАТА28> на сумму 10 000,00 руб.;

<НОМЕР> от <ДАТА20> на сумму  7 000,00 руб.;

<НОМЕР> от <ДАТА29> на сумму 70 000,00 руб. и того: 657 000,00 руб.,

от ИП <ФИО7>, на расчетный счет Продавца поступили денежные средства за отгруженные ювелирные изделия. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, направлено Обществом в Росфинмониторинг <ДАТА16>

Согласно п.п.4 п.1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от <ДАТА17> <НОМЕР>, организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

            Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствует о том, что внутренний контроль в ООО «Золотой союз» организован и осуществляется с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

            В соответствии со ст.13 Федерального закона от <ДАТА30> <НОМЕР> лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовая возможность исполнения установленных законом норм и правил определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства, т.е. наличия обстоятельств, не зависящих от воли лица.

Наличие указанных обстоятельств в ходе проверки не установлено, ООО «Золотой союз» имели возможность выполнить требования федерального законодательства.

Таким образом, в действиях ООО «Золотой союз», усматриваются признаки  состава административных правонарушений, предусмотренных  ст. 15.27 ч. 1 КоАП РФ.

Зак.представитель ООО ген.директор «Золотой союз» <ФИО3>, в судебном заседании вину признал, в содеянном раскаялся. Подтвердив обстоятельства изложенные в протоколе об административном правонарушении. Дополнив, что в настоящее время, допущенные нарушения  устранены.

Выслушав <ФИО10>, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии  с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена  за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

   Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом N 115-ФЗ.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются материалами дела: протоколом  об административном правонарушении; актом о проверке, распоряжением о проведении проверки; свидетельством о гос. регистрации, свидетельством о постановки на спец. учет, выпиской из ЕГРЮЛ, копии требовании, копии договора об учреждении, копией устава предприятия, копией ПВК.

С учетом изложенного, суд считает, что вина ООО «Золотой союз» в совершении правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ доказанной.

 В соответствии с примечанием 1 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

 При назначении наказания за совершенное правонарушение мировой судья учитывает характер правонарушения,  личность виновного, его имущественное положение, в том числе обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность.

ООО «Золотой союз»,  ранее не привлекался к административной ответственности.

В качестве смягчающего ответственность обстоятельства, судом признается признание вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. 

С учетом изложенного, суд полагает возможным назначить  наказание в минимальных границах, предусмотренных ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10,   КоАП  РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Золотой союз», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного   ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить  наказание в виде ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

          Постановление в течение 10 суток со дня  получения (вручения)  копии  может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области через мирового судью

           

Мировой судья:                                          <ФИО1>