Дело № 2-5476/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.10.2023 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре – Ибрагимовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы к Щамхалову Ибрагиму Юсуповичу о приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к Щамхалову Ибрагиму Юсуповичу о приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства. В обоснование иска указала следующее.
Прокуратурой района по поручению прокуратуры республики в связи с произошедшим в г. Махачкале 14.08.2023 чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, организована проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Щамхаловым И.Ю. при эксплуатации автогазозаправочной станции (далее - АГЗС) «Нафта 24», расположенной в пос. Степном, г. Махачкале, требований законодательства о лицензировании, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, а также АГЗС кадастровый №, расположенной в <адрес>, является Алиев Альберт Гаджиевич.
Алиев А.Г. на основании договора аренды №А-6/18 от 30.12.2017 предоставил в аренду земельный участок и здание АГЗС Щамхалову И.Ю., который осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива и газа (лицензия № ВХ-32-009679 от 19.02.2019).
Так, проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС:
1. Не представлена техническая документация на технологическую систему МАЗС, в которой должны содержаться сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроках службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы МАЗС (п. 6.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
2. Руководитель организации (собственник) не прошел обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (документ о прохождении обучения не представлен) (п. 3 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479; п. 7 Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
3. Многотопливная автозаправочная станция (далее-МАЗС) не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной 3 безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
4. На территории МАЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели. (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 г., п. 384, п.п. в);
5. На территории МАЗС площадка для автоцистерны СУГ не оборудована в соответствии нормативным требованиям пожарной безопасности, т.е. системой охлаждения транспортных емкостей (сосудов) автоцистерны СУГ, сигнализатором довзрывоопасных концентраций, а также площадка не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», п. 8.40, п. 8.41, п. 8.42 СП 156.13130.20014; ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
6. Резервуар для хранения СУГ не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
7. Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
8. Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории составляет менее 25 метров (представлен расчет пожарного риска) (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
9. Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе мест массового пребывания людей, многотопливная автозаправочная станция) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, и. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
10. Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
11. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
12. Не представлена техническая документация на установку и акт технического обслуживания систем охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара/ (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 № 1479);
13. Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14. На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
15. Заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
16. Не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не представлены договоры и акты обслуживания систем) (п. 54 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 № 1479);
17. Наружным установкам (в том числе генератор) не присвоена категория по пожарной опасности в соответствии методики расчета критериев пожарной опасности наружных установок (ст. 4 и 25 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023.
Также проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АГЗС:
1. не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет-30.5м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2. не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
3. не представлен акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
4. не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
5. не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
6. не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Указанное подтверждается справкой главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 23.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «Нафта 24» по адресу: <адрес>.
Также по результатам проведенного осмотра установлено следующее.
1. Отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
2. Средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки. На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению;
3. Не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
4. Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
5. Не представлено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
6. Не представлено Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
7. Не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
8. Отсутствует (не представлены) документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
Указанное подтверждается справкой государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Мальцагова М-Э.М. от 28.08.2023.
Деятельность АГЗС создаёт угрозу для жизни и здоровья значительного количества людей, реальные условия и возможность для совершения актов терроризма. Непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона о противопожарной безопасности может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара, либо совершения террористического акта.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Просит суд
1. Признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «Нафта 24» Щамхалова Ибрагима Юсуповича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., месторождения: РД, <адрес>, паспорт серия № №, ИНН 057300018170, ОГРНИП №, проживающего по адресу: РД, <адрес> по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной, промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АГЗС «Нафта 24», расположенной в <адрес>, незаконным.
2. Обязать устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023 с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 23.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «Нафта 24», расположенного по адресу: <адрес>.
4. Обязать устранить нарушения требований промышленной безопасности, перечисленные в справке государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Мальцагова М-Э.М. от 28.08.2023 о результатах осмотра АГЗС «Нафта 24» по адресу: г. Махачкала, пос. Степной.
5. Эксплуатацию АГЗС «Нафта 24», расположенной по адресу: пос. Степной, г. Махачкала, приостановить до устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023.
При невозможности устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023 объект капитального строения снести за счет собственных средств.
В судебном заседании помощник прокурора района Багандалиев Г.Б. исковые требования подержал и просил их удовлетворить.
Ответчик Шамхалов И.Ю. и его представитель Магомедов Г.Г. просили суд отказать в удовлетворении иска прокурора, указывая, что работа по устранению выявленных нарушений проводится.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы по поручению прокуратуры республики проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Щамхаловым И.Ю. при эксплуатации авто газозаправочной станции (далее - АГЗС) «Нафта 24», расположенной в пос. Степном, г. Махачкале, требований законодательства о лицензировании, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:0018, а также АГЗС (кадастровый номер: 05-05-01/014/2006-361, расположенной в пос. Степной, г. Махачкала, является Алиев А.Г.
Алиев А.Г. на основании договора аренды №А-6/18 от 30.12.2017 предоставил в аренду земельный участок и здание АГЗС Щамхалову И.Ю., который осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива и газа (лицензия № ВХ-32-009679 от 19.02.2019).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Руководители организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЗ) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, государственного и муниципального имущества определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.
Так, проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС:
1. Не представлена техническая документация на технологическую систему МАЗС, в которой должны содержаться сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроках службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы МАЗС (п. 6.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
2. Руководитель организации (собственник) не прошел обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (документ о прохождении обучения не представлен) (п. 3 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479; п. 7 Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
3. Многотопливная автозаправочная станция (далее-МАЗС) не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной 3 безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
4. На территории МАЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели. (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 г., п. 384, п.п. в);
5. На территории МАЗС площадка для автоцистерны СУГ не оборудована в соответствии нормативным требованиям пожарной безопасности, т.е. системой охлаждения транспортных емкостей (сосудов) автоцистерны СУГ, сигнализатором довзрывоопасных концентраций, а также площадка не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», п. 8.40, п. 8.41, п. 8.42 СП 156.13130.20014; ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
6. Резервуар для хранения СУГ не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
7. Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
8. Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории составляет менее 25 метров (представлен расчет пожарного риска) (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
9. Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе мест массового пребывания людей, многотопливная автозаправочная станция) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, и. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
10. Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
11. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
12. Не представлена техническая документация на установку и акт технического обслуживания систем охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара/ (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 № 1479);
13. Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14. На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
15. Заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные.
Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
16. Не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не представлены договоры и акты обслуживания систем) (п. 54 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 № 1479);
17. Наружным установкам (в том числе генератор) не присвоена категория по пожарной опасности в соответствии методики расчета критериев пожарной опасности наружных установок (ст. 4 и 25 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АГЗС:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет-30.5м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
3. Не представлен акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
5. Не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
6. Не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Указанное подтверждается справкой главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 23.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «Нафта 24» по адресу: пос. Степной, г. Махачкала.
Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности» №116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования законодательства о промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проведенного осмотра установлено следующее.
1. Отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
2. Средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки. На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению;
3. Не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
4. Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
5. Не представлено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
6. Не представлено Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
7. Не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
8. Отсутствует (не представлены) документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
Указанные нарушения подтверждаются справкой государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Мальцагова М-Э.М. от 28.08.2023.
Ответчиком доказательства, опровергающие наличие всех вышеуказанных нарушений, либо свидетельствующие об их устранении, не представлены.
Деятельность АГЗС без соблюдения вышеназванных требований законодательства создаёт угрозу для жизни и здоровья значительного количества людей, реальные условия и возможность для совершения актов терроризма.
Непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона о противопожарной безопасности может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара, либо совершения террористического акта.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах исковые требования прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «Нафта 24» Щамхалова Ибрагима Юсуповича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., месторождения: <адрес> паспорт серия № №, ИНН №, ОГРНИП №, проживающего по адресу: РД, <адрес> по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной, промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АГЗС «Нафта 24», расположенной в пос. Степном, г. Махачкала, незаконным.
Обязать Щамхалова Ибрагима Юсуповича устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023 с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Щамхалова Ибрагима Юсуповича устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 23.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «Нафта 24», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Щамхалова Ибрагима Юсуповича устранить нарушения требований промышленной безопасности, перечисленные в справке государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Мальцагова М-Э.М. от 28.08.2023 о результатах осмотра АГЗС «Нафта 24» по адресу: г. Махачкала, пос. Степной.
Приостановить до устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023, эксплуатацию АГЗС «Нафта 24», расположенную по адресу: пос. Степной, г. Махачкала.
При невозможности устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД № ИВ-191-4-4-1089 от 04.09.2023, обязать Щамхалова Ибрагима Юсуповича снести за счет собственных средств объект капитального строения - АГЗС «Нафта 24», расположенную по адресу: <адрес>.
Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2023 г.
Мотивированное решение в окончательной форме вынесено 28.10.2023 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>